Скиния Давидова

«Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее…» Деяния 15:16
...

Вникай в себя и в учение: Книга Судей (17, 18 гл.)

Авг 12, 2022

 

Семнадцатая глава

1 Был некто на горе Ефремовой, именем Миха.

2 Он сказал матери своей: тысяча сто сиклей серебра, которые у тебя взяты и за которые ты при мне изрекла проклятие, это серебро у меня, я взял его. Мать его сказала: благословен сын мой у Господа! (Суд. 17:1, 2)

Знала бы, ни за что бы не прокляла. История начинается с того, что Миха подрос, видимо, поумнел и сказал: «Мама, сто сиклей серебра пропало у тебя. А когда ты их не досчиталась, то прокляла того человека, который их у тебя забрал. Мама, это был я». «Сыночек, ты благословен у Господа! Не хочу тебе проклятий! Ты что, я ж тебе, милый, собирала эти деньги», – говорит мама.

3 И возвратил он матери своей тысячу сто сиклей серебра. И сказала мать его: это серебро я от себя посвятила Господу для сына моего, чтобы сделать из него истукан и литый кумир; итак отдаю оное тебе (Суд. 17:3).

Наследство от мамы. И все это она собралась сделать для Господа. Она посвятила это Ему. Представьте, как в то время жил Израиль. Сейчас мы увидим, какая получилась гремучая смесь из всего того, что осталось у Израиля в памяти о Господе Боге их.

Мать Михи именно Господу это серебро посвятила. Для чего? Сделать из него истукана и литого кумира. Тысяча сто сиклей – это почти тринадцать килограммов серебра. Вот такой истукан тяжеленький. Еще же кумира надо вылить. Одного истукана мало, надо кумира добавить. Вот такое наследие от мамы. Но мама, в чем жила, то и отдает сыну, – самое лучшее. И, как узнала, что сын украл это серебро, она тут же его благословила.

4 Но он возвратил серебро матери своей. Мать его взяла двести сиклей серебра и отдала их плавильщику. Он сделал из них истукан и литый кумир, который и находился в доме Михи.

5 И был у Михи дом Божий… (Суд. 17:4, 5).

Они признавали еще тогда Бога Израилева. У них еще и дом Божий был, храм, как он назывался, место для молитвы.

...И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником (Суд. 17:5).

Каждый поступал как хотел. Представьте себе, Израиль находится в таком положении, что уже толком не помнил, как Господу Богу поклоняться в точности. Бога помнил, что из Египта их вывел, но настолько уже перемешалось язычество с истинным верованием, что это все выглядело вот таким образом.

Мне это напомнило современное поклонение Богу во многих церквях, когда уже все перемешано, хотя при этом помнят о Господе Боге, о Его триединстве, но каждый поклоняется так, как считает нужным.

6 В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым.

7 Один юноша из Вифлеема Иудейского, из колена Иудина, левит, тогда жил там (Суд. 17:6, 7).

Получается, в те времена в каждом племени была территория, принадлежащая левитам. И этот юноша, судя по всему, жил в каком-то левитском городе в племени Иудином. И, видимо, настолько уже стало плохо левитам, что они стали бродягами, ищущими лучшей доли, и просто бродяжничали, как нищие, ища возможности послужить кому-то, что-то сделать, сказать.

8 Этот человек пошел из города Вифлеема Иудейского, чтобы пожить, где случится, и идя дорогою, пришел на гору Ефремову к дому Михи.

9 И сказал ему Миха: откуда ты идешь? Он сказал ему: я левит из Вифлеема Иудейского и иду пожить, где случится.

10 И сказал ему Миха: останься у меня и будь у меня отцом и священником; я буду давать тебе по десяти сиклей серебра на год, потребное одеяние и пропитание (Суд. 17:8–10).

Десять сиклей – это где-то десять с половиной граммов серебра за год. Может быть, это было прилично на то время.

11 Левит пошел к нему, и согласился левит остаться у этого человека, и был юноша у него, как один из сыновей его.

12 Миха посвятил левита, и этот юноша был у него священником и жил в доме у Михи.

13 И сказал Миха: теперь я знаю, что Господь будет мне благотворить, потому что левит у меня священником (Суд. 17:11–13).

Посмотрите, сколько они помнили из всего. Это же очень важно – если у тебя левит, то теперь Господь будет благотворить тебе. Они верят в Бога Израилева и при этом льют себе кумира, и для них это нормально. Это была утвердившаяся на то время вера в Израиле. Но они не поклонялись Ваалам, обратите внимание, они поклонялись Господу Богу. Правда, оставив за собой литой кумир, истукан.

Восемнадцатая глава

1 В те дни не было царя у Израиля…

Уже второй раз нам Господь это говорит.

…и в те дни колено Даново искало себе удела, где бы поселиться, потому что дотоле не выпало ему полного удела между коленами Израилевыми (Суд. 18:1).

Колено Даново разрасталось, места не хватало. И колено Даново искало для себя возможность что-то завоевать, чтобы где-то поселиться.

2 И послали сыны Дановы от племени своего пять человек, мужей сильных, из Цоры и Естаола, чтоб осмотреть землю и узнать ее, и сказали им: пойдите, узнайте землю. Они пришли на гору Ефремову к дому Михи и ночевали там.

3 Находясь у дома Михи, узнали они голос молодого левита и зашли туда… (Суд. 18:2, 3).

Левит и у них побывал. Парень вроде молодой, но обошел уже так много: то в одном колене поживет, то в другом.

...и спрашивали его: кто тебя привел сюда? что ты здесь делаешь и зачем ты здесь?

4 Он сказал им: то и то сделал для меня Миха, нанял меня, и я у него священником (Суд. 18:3, 4).

Вполне возможно, что колено Даново счастья своего в этом левите не разглядело. Он хоть там и бывал, и голос они его знали, – видимо, он предлагал им свои услуги, – но они этого не поняли.

5 Они сказали ему: вопроси Бога, чтобы знать нам, успешен ли будет путь наш, в который мы идем.

6 Священник сказал им: идите с миром; пред Господом путь ваш, в который вы идете.

7 И пошли те пять мужей, и пришли в Лаис, и увидели народ, который в нем, что он живет покойно, по обычаю Сидонян, тих и беспечен… (Суд. 18:5–7).

По обычаю сидонян, но не с сидонянами.

...и что не было в земле той, кто обижал бы в чем или имел бы власть: от Сидонян они жили далеко, и ни с кем не было у них никакого дела (Суд. 18:7).

Они нашли удобное место для себя – земля хорошая. Им было хорошо от того, что они отделились от всех, и сидоняне их не трогали. Все находились далеко, до них дойти было непросто, никто туда носа не совал. Они хорошо в той земле плодились и расслабились, потому что на них никто не нападал из поколения в поколение.

Представьте, одна сотня лет – никто не нападает, вторая, третья сотня лет, может, и больше. Никто на тебя не нападает. Уже из поколения в поколение они живут в мире, согласии, поклоняются своим идолам. И все у них замечательно, прекрасно, земля произращает плоды, налоги не платят сидонянам. Никто с них ничего не требует, никто над ними не главенствует, то есть свободны абсолютно, как им казалось.

…и что не было в земле той, кто обижал бы в чем, или имел бы власть: от Сидонян они жили далеко, и ни с кем не было у них никакого дела (Суд. 18:7).

Как многие любят такой образ жизни, чтобы никто над тобою не властвовал. Отделиться так хочется, чтобы не было над тобою никакой власти, – и жить себе хорошо и счастливо. Многим ведь хотелось найти такой образ жизни, чтобы никто над тобою не властвовал. И, оказывается, можно его найти.

8 И возвратились к братьям своим в Цору и Естаол, и сказали им братья их: с чем вы?

9 Они сказали: встанем и пойдем на них; мы видели землю, она весьма хороша; а вы задумались: не медлите пойти и взять в наследие ту землю;

10 Когда пойдете вы, придете к народу беспечному, и земля та обширна; Бог предает ее в руки ваши; это такое место, где нет ни в чем недостатка, что получается от земли.

11 И отправились оттуда из колена Данова, из Цоры и Естаола, шестьсот мужей, препоясавшись воинским оружием (Суд. 18:8–11).

Если вы вспомните благословение, которое Господь давал каждому колену, то о колене Дана было сказано, что у него характер, как у змея перед прыжком:

16 Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля;

17 Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад (Быт. 49:16, 17).

Никто бы не хотел встретить такого змея на своем пути. Казалось бы, конь под тобою, ты горд, ты воин, тебя никто не достанет, но он просто-напросто нападет на твоего коня и укусит. Характер Дана такой был, у них это в крови уже. Представьте, как они были уверены в своей силе.

12 Они пошли и стали станом в Кириаф-Иариме, в Иудее. Посему и называют то место станом Дановым до сего дня. Он позади Кириаф-Иарима.

13 Оттуда отправились они на гору Ефремову и пришли к дому Михи.

14 И сказали те пять мужей, которые ходили осматривать землю Лаис, братьям своим… (Суд. 18:12–14).

То есть им, по идее, Миха был не нужен, но они очень хотели быть успешными и решили зайти к Михе. Судя по всему, лазутчики действительно были хорошими разведчиками, они не только эту землю себе разведали, но и внимательно рассмотрели все, что находилось у Михи. Увидели этого парня, знакомого левита, и выяснилось, что у него, оказывается, есть некоторые способности, и Миха дал им кое-что.

14 И сказали те пять мужей, которые ходили осматривать землю Лаис, братьям своим: знаете ли, что в одном из домов сих есть ефод, терафим, истукан и литый кумир? итак, подумайте, что сделать (Суд. 18:14).

И что же делать со всем этим? Ну конечно, взять. У Израиля был урим и тумим, а терафимы – это обычные гадания, колдовская замена урима и тумима.

...итак, подумайте, что сделать.

15 И зашли туда, и вошли в дом молодого левита, в дом Михи, и приветствовали его.

16 А шестьсот человек из сынов Дановых, перепоясанные воинским оружием, стояли у ворот (Суд. 18:14–16).

Картина: ты выходишь из дома, а там шестьсот человек, препоясанных оружием, которые готовы броситься на тебя, как аспиды. Они были настолько спокойны, я вам скажу. Их спокойствие было просто удивительным.

17 Пять же человек, ходивших осматривать землю, пошли, вошли туда, взяли истукан, и ефод, и терафим, и литый кумир. Священник стоял у ворот с теми шестьюстами человек, препоясанных воинским оружием.

18 Когда они вошли в дом Михи и взяли истукан, ефод, терафим и литый кумир, священник сказал им: что вы делаете?

19 Они сказали ему: молчи, положи руку твою на уста твои и иди с нами и будь у нас отцом и священником; лучше ли тебе быть священником в доме одного человека, нежели быть священником в колене или в племени Израилевом? (Суд. 18:17–19)

Наметилось повышение неожиданное. А сколько сегодня в церквях людей, которые, когда намечается такое неожиданное повышение, немедленно соглашаются, видя в этом выгоду и не прислушиваясь к слову Господа, думая при этом, что служат Богу. Исповедуя имя Господа Иисуса Христа, делают то, что якобы Ему нравится, но при этом не спрашивают у Господа, куда кого ставить. Первый раз поставили, не спрашивая, а уж второй тем более. И так начинается карьерный рост.

20 Священник обрадовался, и взял ефод, терафим и истукан, и пошел с народом.

21 Они обратились и пошли, и отпустили детей, скот и тяжести вперед.

22 Когда они удалились от дома Михи, жители домов соседних с домом Михи собрались и погнались за сынами Дана,

23 И кричали сынам Дана. Сыны Дановы оборотились и сказали Михе: что тебе, что ты так кричишь? (Суд. 18:20–23)

Они кричат: «Эй, остановитесь, да повернитесь же, выслушайте!» А те спокойно себе едут и говорят: «Слушай, чего ты так кричишь? Ну взяли, ну чего тебе? Было твое – стало наше».

24 (Миха) сказал: вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли; чего еще более? как же вы говорите: что тебе? (Суд. 18:24)

Священника моего забрали… То есть левиты могли принадлежать, как рабы. Захотел – взял.

25 Сыны Дановы сказали ему: молчи…

Это, наверное, их любимая просьба.

…молчи, чтобы мы не слышали голоса твоего; иначе некоторые из нас, рассердившись, нападут на вас, и ты погубишь себя и семейство твое (Суд. 18:25).

Очень спокойные люди, супермегаспокойные. Они не любят сердиться, не любят крика, они умеют делать все спокойно. Они спокойно могут своровать что-то, спокойно могут напасть на кого-то. Им не нравятся беспокойные люди. Вот такой характер интересный.

26 И пошли сыны Дановы путем своим; Миха же, видя, что они сильнее его, пошел назад и возвратился в дом свой (Суд. 18:25).

Я хочу, чтобы вы также посмотрели на все это, как на отношения между братьями. Это братья, отнимающие что-то друг у друга. Один сильнее, другой слабее, и тот, который слабее, так хотел стать сильнее… И вроде бы забрал себе левита, сам сделал его священником, доверил ему своих кумиров. И ожидал от этих идолов благословения, когда же, наконец, оно придет. Мы так и не узнали, пришло оно или нет.

27 А сыны Дановы взяли то, что сделал Миха, и священника, который был у него, и пошли в Лаис, против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнем.

28 Некому было помочь, потому что он был отдален от Сидона и ни с кем не имел дела (Суд. 18:27, 28).

В церкви есть такие люди, которые очень любят отдаляться и ни с кем не иметь дела. Они говорят: «Я ни с кем не хочу иметь никаких дел. Я не хочу жить с Божьим народом, я хочу жить в одиночестве, чтобы меня никто не трогал». И человек, не видя, что у него творится за спиной, потому что рядом никого нет, кто бы за этим проследил, отдаляясь, становится желанной мишенью, легкой добычей врага. И в результате потом мы его больше не видим.

Господь создал нас овцами. Овцы – глупые животные, самые глупые на земле. Но, когда у них есть пастух, они выглядят очень мудрыми, потому что ими управляет пастух и они стройными рядами ходят за ним. Голос его слышат – ничего не видят, но голос умеют слышать. Идут за этим голосом, и со стороны кажется: «Вау! Каким строем идут. Как красиво все выглядит».

Вы когда-нибудь видели, как пастухи умеют управлять овцами? Это выглядит весьма красиво. Идут, слушают приказы, жмутся друг ко другу, как одно тело. Шерстками слепляются, и так им хорошо вместе, тепло и уютно –  одним глупым таким строем, но зато послушно.

Когда ты без голоса пастуха, ты поступаешь, как глупая овца, потому что у тебя разума нет как такового. А когда ты с пастырем, у тебя очень много шансов выжить, быть накормленным, напоенным, постриженным, без тяжелого бремени. Господь тебя подстрижет в любви, в ласке, в заботе; никто тебя не украдет, не загрызет, и выглядеть ты будешь как мудрый, хотя это только оттого, что ты просто послушался Господа. Как был ты, в общем-то, глупой овцой, так и остался ею, просто послушание тебе на пользу пошло. Но если овца отдаляется в своей беспечности и глупости, она становится пищей для врага и ее легко уничтожить.

28 Некому было помочь, потому что он (этот народ) был отдален от Сидона и ни с кем не имел дела. Город сей находился в долине, что близ Беф-Рехова. И построили снова город и поселились в нем,

29 И нарекли имя городу: Дан, по имени отца своего Дана, сына Израилева; а прежде имя города тому было: Лаис.

30 И поставили у себя сыны Дановы истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения жителей той земли;

31 И имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме (Суд. 18:28–31).

Я хочу, чтобы эта история была для вас поучительной: насколько важно иметь истину в себе и не соглашаться ни на какую смесь, жить повелениями, которыми Господь предлагает жить, чтобы было тебе хорошо, чтобы ты избирал жизнь. Тебе важно не отдаляться от стада, но искать этого общения. Пребывать в стаде, не отдаляться ни от кого. А если ты пребываешь со всеми вместе, тебе в сердце захочется общаться. И когда это положено в твоем сердце, Господь проложит пути для общения. А если ты удаляешься от общения, ты обрубаешь эти пути. И когда хочешь пойти пообщаться, ты не замечаешь, что уже отрекся от этих людей и тебе так трудно с ними. Это страшная привычка – жить в одиночестве. Дьявол тебя хочет уничтожить, завоевать тебя, сжечь все, что ты построил. И он сожжет, останется только пепел.

А если ты решил вернуться, то не думай, что тебе так легко и свободно будет это сделать. Нет. Ты уже в завете с врагом, и не было покаяния в твоем сердце. Мало того, твое решение вернуться должно быть твердым. Если это только попытка – она увенчается неудачей, и в результате ты вернешься в прежнее положение. Снова будешь сидеть в отдалении и не сможешь ни с кем пообщаться. Если тебя все время обижают, у тебя много ран, обид и ты не можешь простить, то это причина, по которой ты принял решение жить отдаленно от других. Когда ты один – так хорошо. Все твоим будет, делиться ни с кем не нужно, не надо думать, жадный ты или не жадный, – это сотрется. Думать о себе, заботиться о себе, кормить себя, поить себя, обустраивать только себя… Земля хорошая, возможности есть, всё себе, всё для себя. Чем не жизнь? Так расслабляешься во всем этом. И вдруг...

И вдруг приходит колено Даново, которое очень любит, чтобы враги их молчали. «Молчи, иначе некоторые из нас сейчас рассердятся. Не надо, не делай так, потому что мы любим, когда все спокойно. Но если ты нас рассердишь...» Не узнаёте змею? Она спокойно лежит себе на солнышке и греется, но если ты сейчас ее рассердишь – мало не покажется. Яд на ее зубах.

Спасибо Господу за эту поучительнейшую историю. «Слово, – как сказал Павел, – полезно для назидания, для увещевания и утешения». Пророческое слово, которое Господь оставил нам в книгах Ветхого Завета. Но он не ветхий для нашей сегодняшней жизни, он поучителен и свеж, как и все, что когда-то писалось Духом Святым.

Всегда меня поражает то, что эти люди проживали все это, чтобы потом научить и нас. И Господь из этого ничтожного вынес для нас полезное. Мы подобное можем даже не пережить в своей жизни, если сделаем правильные выводы, наберемся мудрости, положим в сердце правильное основание в покаянии и будем жить, помня эту историю.

Да благословит Господь это слово. Делайте хорошие, правильные выводы. Самое главное – уложите это в свое сердце.

 
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ваш комментарий появится на сайте после проверки.
Архив