Скиния Давидова

«Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее…» Деяния 15:16
...

Не будьте жестоковыйны

Мар 27, 2022

 

И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный; итак, оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего (Исх. 32:7–12).

Господь в гневе Своем говорит Моисею, что это его народ, а Моисей, как ходатай, в ответ говорит: «Нет, Господь, это Твой народ. Вспомни, что Ты этот народ вывел». Господь говорит: «Я не могу смотреть на этот жестоковыйный народ, иначе гнев Мой разгорится на них».

И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; и пошлю пред тобою Ангела, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный (Исх. 33:1–3).

Господь говорит: «Я не пойду среди вас, иначе погублю вас в гневе Моем. Вы народ жестоковыйный». И поэтому Господь дал этому народу пророка, чтобы не погубить этот жестоковыйный народ. Многие люди удивляются и говорят: «Почему бы нам не иметь личные отношения с Господом?» А если вы жестоковыйный народ? Может же так случиться, что мы жестоковыйный народ, правда? И Господь посылает Своего пророка для того, чтобы не погубить в гневе Своем народ жестоковыйный за его жестоковыйность, которую Господь ненавидит.

Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих. Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак, снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами (Исх. 33:4, 5).

Господь не может стерпеть этот жестоковыйный народ, и по Своей милости, чтобы не погубить этот народ за его жестоковыйность, Он посылает Своего пророка. Господь не хочет идти среди них, чтобы Ему не уничтожить их, чтобы они не погибли.

Когда будет изгонять их Господь…

То есть изгонять всех тех, кто живет в земле Ханаанской.

…Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею землею и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего;

Не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову;

Посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный. Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне: с самого того дня, как вышел ты из земли Египетской, и до самого прихода вашего на место сие вы противились Господу (Втор. 9:4–7).

Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя… (1Цар. 15:23).

Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны (Втор. 10:16).

Что же такое жестоковыйность?

«Жестоковыйный человек – это непослушный, непокорный, своевольный. В основе этих определений лежит образ упряжного животного, которое не сгибает шею и не дает надеть на себя упряжь» (Библейская энциклопедия).

То есть это тот, кто не дает себя обуздать, кто не дает себя изменить, кто не собирается склоняться и идет по упорству сердца своего. Это тот, у кого гордое сердце, сердце плевела. Плевел отличается жестоковыйностью.

В Писании сказано, что когда Господь посеял пшеницу, то враг пришел  и тоже посеял свои семена. Он посеял свои плевелы в Церкви, и поэтому среди Божьего народа присутствует народ жестоковыйный, у которого жесткая шея, которая не сгибается. Чтобы надеть упряжь на животного, например, тому нужно склонить свою голову, чтобы позволить себя обуздать. А есть народ жестоковыйный, который гордо держит свою голову высоко поднятой, шея которого не сгибается. Он продолжает ходить своими путями, и, как говорит Господь, он не познал путей Божьих. Этот народ живет своею жизнью, своими пониманиями, у него своя воля. Это своевольные люди. Это плевел, который так и не позволил себя смирить, не склонил свою голову добровольно.

Лошадь, которая не позволит себя обуздать, в результате становится необъезженной, дикой, никому не нужной. Она только ест, пьет, размножается и больше ничего, толку от нее практически никакого. Таков и народ жестоковыйный – непослушный, непокорный, своевольный.

Невозможно служить Богу, не зная, что такое покорность, послушание. Если Он не может тебя запрячь, то ты будешь как лошак несмысленный, которого постоянно надо обуздывать. Твердолобость, жестоковыйность, упертость – и никак не повернуть эту шею, потому что только сам человек способен ее повернуть.

Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны (Втор. 10:16).

Обрезание – это послушание. Вам нужно обрезать крайнюю плоть сердца вашего, причем это сделать нужно самостоятельно. Обрезать себе крайнюю плоть сердца – это больно. А боли дикий жеребец не любит. Никто себе делать больно не любит. Поэтому продолжают своевольно ходить своими путями, чтобы избежать всякой боли. Пытаются найти место, где нет боли, где много обезболивающих препаратов, где тихо, спокойно, где все тебя принимают, все любят, где все согласны с тобою. Но не получается найти, потому что всякий раз ты встретишься точно с такими же людьми, которые тоже хотят к себе такого же отношения. И начинается война за территорию.

Жестоковыйность – это зло в очах Господа и это то, что раздражает Его очень сильно. Она всегда ведет к тому, что Господа рядом с вами не будет. Это грех, за который Господь может просто-напросто уничтожить. Поэтому Он уходит, оставляет человека ради того, чтобы не погубить его.

И не будьте таковы, как отцы ваши и братья ваши, которые беззаконно поступали пред Господом, Богом отцов своих; и Он предал их на опустошение, как вы видите (2Пар. 30:7).

Опустошение – это еще одно наказание для того, чтобы человек позволил себя обуздать и смирился.

Ныне не будьте жестоковыйны, как отцы ваши, покоритесь Господу и приходите во святилище Его, которое Он освятил навек; и служите Господу Богу вашему, и Он отвратит от вас пламень гнева Своего (2Пар. 30:8).

Покоритесь Богу… Это первое, что нужно сделать, и потом уже противостать дьяволу, и он убежит от вас. Многие говорят: «Ну никак не освободиться от дьявола» – и это неудивительно, потому что дьявол не склонил свою выю перед Богом, и его дети тоже не склоняют свою выю перед Ним, потому что только дети дьявола ходят с жестоковыйными сердцами, только они не способны сгибать свою выю, они делают все то же самое, что делает их отец. Это плевелы, семена, которые сатана бросил в Церковь.

Пшеница умеет склонять свою голову, она жаждет наклонить голову перед своим Создателем, позволяя Ему обуздывать себя, покоряясь Ему.

Покорность – это плод, который ведет к большой свободе. Плод покорности приближает нас к Богу, делает присутствие Божье частью нашей жизни. Покорный человек всегда живет в присутствии Божьем, у него есть все: и мудрость, и премудрость, и благоразумие, и Царство Божье в нем, и он в Царстве Божьем, Господь всегда с ним, не оставляет его. А человек жестоковыйный и непокорный является тем, в ком живет сатана. Он становится удобным домом для него, ему там очень комфортно. Но в тот момент, когда вы склоняете свою голову перед Богом, покоряясь Ему, сатана вынужден тоже это сделать. А так как он этого не может сделать, он убегает от вас. Вы думаете, что достаточно просто сказать: «Убирайся, дьявол, из этого человека» – и все? А если шея его не сгибается? Дьяволу удобно в таких людях, они ведут себя так, как ему нужно: шея не гнется, рот не на замке, руки-ноги ходят, куда нужно сатане – ну чем не желанный дом?

Но Господь ищет Себе поклонников. Это те, кто поклоняется Ему. Не те, кто песни поет, а те, кто склонен в своем сердце перед Ним, кто преклоняется перед Богом и в нем нет жестоковыйности. Это выбор самого человека. Так делает тот, чье сердце обрезано. Такой человек является поклонником, он поклоняется Богу в духе и истине, потому что победил свою плоть, победил свою душевность, стал духовным, и, зная всю истину, он поклоняется Господу, понимая силу такого поклонения. Он не кланяется, потому что кто-то так делает. Нет, он поклоняется в духе и истине. Перед Господом склоняется только то сердце, которое знает истину, которое приняло эту истину, и она живет в нем.

Если у тебя шея не сгибается, ты жестоковыен, ты не умеешь подчиняться, не умеешь покоряться, ты не желаешь никому покоряться. И самым страшным для тебя является то, что тебе придется покориться человеку. Но Господь другого пути нам не дал. Он четко и ясно сказал, что, если мы не послушны власти, которую Он поставил здесь, на земле, значит, мы Ему не послушны. Ему угодно было дать нам власть для того, чтобы мы покорились Ему. Но это возможно, только если ты покоришься человеку, которого Он поставил над тобою. Для тех, кто не желает покориться, наказание очень суровое.

Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу (Пс. 65:10–12). 

Вот это серьезное наказание. И пока человек это наказание не пройдет, пока не покается, не смирится перед Господом на условиях Божьих, это наказание будет идти за ним. И куда бы он ни пришел, он всегда встретится с жестокостью, жестокий человек будет поставлен над ним, лишь только потому, что он не признаёт власть Божью, отрекается от нее. Эти люди будут сопровождать его до тех пор, пока он не преклонит свою шею пред Господом, пока не склонится перед Ним, пока не покается и не начнет слушать Его голос. Наказания, бедствия будут его постигать, благословения на его пути не будет. Господь оставит его, отойдет по милости Своей от него, чтобы не погубить его.

Если Господь оставил человека, это говорит о том, что он уже встал под проклятие. Все меньше и меньше будет видеть он милости в своей жизни, деньги будут утекать от него, будет работать, а зарабатывать не будет, захочется много – а будет получать меньше. Все будет делать, применит все свои знания, весь свой опыт, все свое умение, даже лесть применит, ляжет костьми, будет работать по тридцать часов в сутки – и все это будет украдено, потому что избрал позицию жестоковыйного человека и даже не заметил, как поднял шею свою и не захотел склонить ее пред Богом, стал игнорировать Его волю и презирать то, что Он говорит ему, отвергать тихий нежный голос в себе. Но он его презрел, тем самым демонстрируя и показывая Господу, как укрепляются мышцы его шеи, как эти мышцы становятся дубовыми, железными, и они перестают склоняться перед Ним. И человек не заметил, как он уже стал домом для всех проходящих мимо бесов, которые находились досыта по безводным местам и увидели дом – пустой, жестоковыйный, нечестивый, ненавидящий Господа, отворачивающийся от Него и ко всему прочему исповедующий имя Господа, и подумали: «Да он, кажется, христианин, а за таких награду дают больше».

И тогда становится этот дом настолько лакомым куском, теремком, в котором желает поселиться сначала мышка-норушка, а потом приходит злой и страшный медведь. И все живут там со словами: «Давайте жить вместе».

Читаем дальше:

Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее. Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога»… (Пс. 74:4, 5).

Не поднимайте рога – то есть не гордитесь.

Не поднимайте высоко рога вашего, не говорите жестоковыйно… (Пс. 74:5).

Я хочу, чтобы вы обратили внимание на то, что жестоковыйность всегда идет в Слове рядом с гордостью. Рог – это гордость. «Не поднимайте вашего рога, не говорите жестоковыйно» – это значит не говорите по упорству сердца своего слова, которые не вдохновлены Господом.

Ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит; ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.

А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева, все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника (Пс. 74:7–11).

Иеремия, 17 глава:

Которые впрочем не послушались и не приклонили уха своего, но сделались жестоковыйными, чтобы не слушать и не принимать наставления (Иер. 17:23).

Человек жестоковыйный не принимает наставления и не слушает никого. У него обо всем есть своя точка зрения и свое мнение, и он никогда не примет другую точку зрения. Даже если его точка зрения глупая, она все равно любимая. Она может быть тупая, она может быть глупая, она может быть какая угодно, но она его, и поэтому она имеет ценность.

А теперь вспомним Стефана. То, что он говорил, Израиль когда-то уже слышал. Это слово, которое говорили пророки, жившие еще во времена ветхого завета, до пришествия Иисуса.

Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян. 7:51).

Это серьезное обвинение. И я хочу, чтобы каждый из вас сам проверил себя, чтобы вы сами судили себя, потому что только вы можете посмотреть в свое сердце и назвать себя тем, о ком я говорю. Насколько важно с этим прийти в покаяние и признать себя человеком с необрезанным сердцем и ушами, который всегда противится Духу Святому. Очень важно, чтобы вы подумали и сделали для себя выбор, кем же вы хотите быть. Вы все хотите иметь свободу от тьмы, но если ты человек с необрезанным сердцем, жестоковыйный человек, то эту свободу тебе не получить, потому что ты противишься Господу. 

Как ты можешь получить свободу, если Он четко и ясно показал этот путь – покориться Богу. Это обращение к жестоковыйным людям. Это практически сказать: «Жестоковыйные, покоритесь Богу, противостаньте дьяволу, и убежит от вас» – все очень просто. Всего лишь надо покориться. Но чтобы покориться, нужно расстаться с гордостью, нужно позволить надеть на себя упряжь и стать тем, кем Господь будет управлять; согласиться стать благочестивым, то есть идти за Господом, искать Его воли, быть Ему послушным, делать то, что не ты себе говоришь, а что тебе говорит Господь. Мало того, нужно научиться слышать Его голос, познать Его голос. А для этого нужно стать Его овцой, которая будет жить только в том загоне, который для тебя определят свыше.

Это только ты выбираешь, на каком пастбище ты будешь травку щипать. Господь может взять тебя и насадить, как дерево, при потоках вод. И эти потоки известны только Ему. А если ты сам ищешь себе эти потоки, желая себя насадить там, где якобы ты будешь что-то пить, то может так случиться, что ты будешь пить помои и обнаружишь, что ты насадил себя у какого-то химкомбината, который в эти потоки сбрасывает всю химию, какую только возможно. И в твоем духовном организме уже вся таблица Менделеева. И все это из-за противления Богу.

У противления очень простое определение – это то же, что сопротивление. Вы часто слышите фразу, в новостях, например: «Оказали сопротивление». Порой люди оказывают сопротивление, применяя при этом оружие, они не желают покориться. Это люди, противящиеся даже до смерти, их убивают, а они не покоряются. Настолько жестоковыйный народ, что даже под страхом смерти не покоряется. Настолько им дороги свои собственные пути, своя воля, блуд, любовь к нечестию, к беззаконию…

Жестоковыйность – это невидимый враг. Для того чтобы от него освободиться, нужно приложить много сил, труда, потому что жестоковыйность включает в себя много сфер. И Господь постепенно открывает и показывает, как от этого освободиться. Только сначала необходимо определиться: готовы ли вы покориться? Хотите ли вы стать покорными Господу, склонить свою шею перед Ним, позволить себя обуздать, смириться перед Ним? Понимаете ли вы, насколько это важно для вас?

Господь не обрушит на вас сразу все обличения. Он постепенно будет обличать вас в грехах, которые делали вашу шею жестоковыйной. Постепенно, потому что жестоковыйность включает в себя и гордость, и презрение, и противление, и глупость – чего только там нет.

Господь говорит, а голос Его люди не слышат, закрывают свое сердце, ожесточают, отворачиваются, потому что любят своих богов, обожают их. И не хотят повернуться к Богу, не хотят почтить Его, не хотят приобрести благоволение в очах Его, потому что народ жестоковыйный, потому что любят поклоняться и служить своим богам. Господу отдают маленькую часть, а большую часть отдают своим идолам, но приходят к Богу и просят у Него. Просят так много и не получают. И не хотят обратиться к Господу.

Слова «покоритесь Богу» – это обращение именно к жестоковыйным людям. У них нет гибкости, нет мягкости перед Богом, им очень трудно принимать Слово, слушать Слово, им очень трудно идти за Богом. Слово, оставаясь в разуме, не достигает сердца, не падает в почву сердца. Такому человеку сложно увидеть истину, ему сложно услышать Самого Иисуса Христа, сложно приблизиться к Богу, даже если он будет знать хорошо Слово.

Ожесточенное сердце – это всегда недовольное сердце. Это человек, который всем недоволен, его все не устраивает. Это сердце, которому очень трудно поверить, оно всегда капризное, и его все всегда не устраивает. Что бы ни давал Господь – все плохо, все в недостатке, все не в совершенстве. Кто-то вложил в его сердце желание иметь совершенное, и человек хочет, чтобы прихоти его были удовлетворены. Прихоти удовлетворенными не будут никогда! Выход только один: выбросите их. Похоть ненасытима, прикажите ей уйти вон. Она дарит вам неприятные ощущения, неприятные чувства, она всегда чего-то хочет.

Многие христиане идут за Иисусом только лишь с целью забрать себе все, что есть у Него в руках, что Он может дать: исцеление, освобождение, всё-всё-всё. Это люди, которым на самом деле Иисус не нужен. Им нужно только то, что можно от Него получить с корыстной целью. Они идут за Ним лишь только потому, что у Него есть наследство, которым они хотят завладеть незаконно. Нужно только, чтобы Он денег давал. Вы Ему десятину – Он вам еще что-нибудь, и во сто крат больше. Вы Ему это, а Он вам то, потому что больше всего интересует именно наследство. И нет никакого стыда, люди называют себя христианами, но, находясь в церкви, желают только одного – наследства. Это народ жестоковыйный.

А если они не получают этого наследства, если у них не получилось его отобрать, если они лестью и хитростью им не завладели, то начинают злиться, начинают ненавидеть, и эта злость вырывается из них фонтаном. Они уже не могут себя сдержать – терпения не хватило, потому что это было не Божье терпение. Это было терпение человеческой плоти, которая терпела издевательства дьявола, терпела грех свой, терпела еще что-то ради того, чтобы получить желаемое: «Дай мне наследство, и довольно с меня. Иначе зачем я за Тобой плетусь все это время?»

Среди вас нет ни одного человека, который бы не свидетельствовал о том, как Господь прославился в вашей жизни. Когда все могло быть так, как обычно: печально, плохо… И вдруг вы увидели чудо – все происходило совершенно не так, как вы привыкли.

Само ваше спасение – это чудо, самое великое чудо, поверьте мне. По сравнению с ним все остальные чудеса вплоть до воскрешения – просто ничто. Самое великое чудо – это рождение человека свыше, рождение новой личности.

Давайте вспомним Иисуса, идущего по морю, и ужас, который испытали ученики, приняв Иисуса за привидение:

И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено (Мк. 6:51, 52).

Человек, который не способен вразумиться – это человек с окаменелым сердцем, которого чудеса от Господа никак не трогают. И сколько бы Господь ни сделал для него, сердце от этого не меняется.

Чудеса, которые творит Господь в нашей жизни, даются именно для того, чтобы мы вразумились, потому что, когда мы вразумляемся, наше сердце смягчается. А вразумляемся мы, когда видим и понимаем, что, оказывается, Иисус способен сделать очень многое в нашей жизни! Так было в жизни Давида, который говорил: «Если раньше Господь защищал меня, давая победу над львом и медведем, то сейчас и перед этим Голиафом даст мне победу». Это значит, что Давид вразумлялся через чудеса, которые творил Господь в его жизни, они не проходили бесследно, каждый раз смягчая все более его сердце перед Господом. Смягченное сердце, плотяное сердце способно послушаться Господу. А послушание Господу ведет к благословению.

Вспомним, что Господь сказал Аврааму после того, как он в послушании хотел принести сына в жертву Богу:

И сказал (Господь): Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт. 22:16–18).

Когда смягчается сердце, когда все, что делает в вашей жизни Господь, влияет на вас благотворно, когда вы после каждого такого чуда делаете правильные выводы в своем разуме, когда вы вразумляетесь, то это семя падает в ваше сердце, вы становитесь на новые платформы, на основание Иисуса Христа, и тогда вы способны в трудных ситуациях побеждать. А если вы поступаете так же, как всегда: в огорчении, соплях, слезах – то вы человек, который с собою не дружит, который себя ненавидит, душу свою ненавидит, потому что кто поступает плохо? Кто боится? Душа. Поэтому вы душу свою ненавидите. А если это так, то вы не сможете ей никогда помочь.

Пусть у вас всегда будет только одна цель – радовать Иисуса. Ищите угождения Господу, ищите близких отношений с Ним. Ваш поиск Господа, плоды, которые вы пожинаете от общения с Ним – вот что важно. Когда вы познаёте Его все больше и больше, когда, познавая Его, вразумляетесь, когда сердце ваше смягчается, когда вера ваша растет – это важно. Разве Господь не дает вам возможности расти в вере? Он все для этого делает, но сердце многих из вас до сих пор окаменено.

Делайте выводы для своего будущего после каждого чуда, после каждой ситуации, когда Господь прославляется в вашей жизни. И тогда вы будете идти от веры к вере.

Неверие тоже может сопровождаться чудесами и знамениями. И есть предшественники неверию. Это ожесточение.

Придя в синагогу, он (Павел) небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. Но как некоторые ожесточились и не верили…

А что рождает неверие и ожесточение?

…злословя путь Господень перед народом... (Деян. 19:8, 9).

Сердце ожесточается, и приходит злоба. Есть еще места Писания, где написано, что они исполнились ярости. Ожесточение несет в себе злобу, ярость и желание злословить, желание навредить.

Господь силен выдержать все наше сопротивление (а человек ох как умеет сопротивляться) и подвести жестоковыйного, твердолобого, упертого, постоянно повернутого задом к Нему человека так, чтобы его сердце стало Ему покорным, чтобы повернулся он лицом к Нему, чтобы голова склонилась перед Ним и чтобы из этого создания ко всему прочему потекла любовь Божья, чтобы она поселилась в этом существе. Не силен ли Господь? Да. Человек – самое упертое создание, какое только может быть. Но насколько Господь способен найти ключи к каждому сердцу.

 
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ваш комментарий появится на сайте после проверки.
Архив