Реки воды живой: служение самарянки
Ноя 24, 2024
Давайте сходим в Евангелие от Иоанна, четвертую главу:
4 Надлежало же Ему проходить через Самарию.
5 Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить (Ин. 4:4–7).
Кто читает Библию, тот знает историю отношений между Иудеей и Самарией. Иудеи не могли иметь общение с самарянами, это был грех. Я уже не говорю о том, чтобы общаться с женщиной-самарянкой и, мало того, начать говорить первыми с ней. Обратите внимание, как Иисус смог вызвать ее интерес к Себе: Он просто начал говорить с ней. Посмотрев на Иисуса, она сразу поняла, что это иудей. Отличить иудея можно было, скорее всего, и по языку, и по одежде, и по манере говорить.
Я хочу обратить ваше внимание на то, что Он ждал эту женщину, Он знал, что она приходит туда. Иисус пришел к колодцу, потому что Ему было дано поручение от Отца встретиться с этой женщиной. Не просто с женщиной – с самарянкой, еще и со страшной грешницей, даже по ее законам.
Здесь не просто так говорится о времени: был шестой час. Все благородные, достойные самарийские женщины уже набрали воду и ушли. Они не могли сообщаться с этой женщиной, потому что она была блудница, поэтому она пришла к колодцу одна. И она должна была приходить так всегда, чтобы не пачкать своим присутствием благородных девушек и женщин. Она пришла тихо, когда никого не было у колодца, потому что ее могли просто забить камнями.
Она тихонько пришла и видит: сидит иудей. Она бы его не тронула и не стала даже с ним разговаривать, а он отошел бы и не стал с ней общаться, все о ней поняв. Поэтому она была сильно удивлена тем, что Иисус начал с ней говорить. Он не просто начал говорить, как если бы случайно встретил ее, обратите внимание: Он сел у колодца и начал ждать ее. Он ее ждал. И вот она, будучи в легком шоке, говорит:
…как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин. 4:9, 10).
Он говорит: «Если бы ты была крещена Духом Святым, то поняла бы, Кто с тобой говорит, Дух Святой бы тебе сказал, кто Я. А если бы ты поняла, Кто Я, ты бы сразу просила у Меня воды, чтобы пить и не жаждать больше. И Я дал бы тебе воду живую».
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? (Ин. 4:11).
Она, конечно же, понимает все по плоти. Речь идет о воде, но она другой воды никакой не знает, кроме воды из этого колодца. Иисус говорит: «Я дам тебе воду живую», а она пока ничего не понимает. Но Иисус продолжает говорить, продолжает все глубже и глубже проникать в ее сердце. Он говорит с ней таким образом, что каждое Его слово буквально взрывает ее мозг. Посмотрите, как она реагирует на Его слова. Каждая фраза вызывает в ней массу вопросов, на которые она уже хочет получить ответы. Господь таким вот образом пробуждает в человеке жажду. Но вопрос: Он что, вкладывает в нее эту жажду? Нет. Он поднимает в ней жажду – простыми вопросами, простыми фразами, которые буквально будят в ней этот голод и желание напиться. И Он говорит с ней именно о воде: вполне возможно, что эта женщина пришла за водой, потому что хотела пить.
Женщины приходили набирать воду обычно утром. Раньше в Иудее это делали именно женщины. Колодцы были не слишком близко, и нужно было потрудиться, чтобы натаскать воды, поэтому женщинам не раз порой приходилось прийти к колодцу. Но эта самарянка не могла приходить к колодцу в любое время, если хотела жить. Ей нужно было приходить туда в определенное время, когда все уже уйдут. Она не считала себя достойной, прекрасно понимая, кто она.
Итак, она говорит: «Откуда же у Тебя вода живая?» Видно, что то, что говорит Иисус, затрагивает ее. А Господь видел ее сердце и прекрасно понимал ее проблему, как ей приходится порой высматривать и ждать, когда же она, наконец, сможет сбегать за водой, чтобы никого не встретить у колодца. Она так боялась кого-то встретить там, потому что могла быть побита.
И вот она уже вся полна вопросов:
…господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? (Ин. 4:11, 12).
Посмотрите, как постепенно Он погружается на глубину ее сердца. Вы даже не замечаете, как в течение дня Иисус разговаривает с вами, задавая вопросы и побуждая молиться, давая вам понимание; как Он постепенно отворяет дверь за дверью, чтобы достичь вашего сердца. Мы все очень умны в собственных глазах, но видим сначала человека и не видим за ним Иисуса. Но Он не смотрит на это, Он продолжает говорить дальше, доходя до самой глубины нашего сердца.
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:13, 14).
Господь коснулся в ней чего-то, о чем она хотела бы знать. Здесь она уже не говорит Ему всякие глупости, но говорит: «Господин, дай мне этой воды…» Он коснулся ее жажды, коснулся места, где живет ее жажда. Он смог проникнуть глубоко в эту женщину Духом Святым. Пройдя ее плоть, где говорилась всякая глупость, Он коснулся жаждущей души. Он продолжает осторожно проникать в нее Словом, затрагивать все внутри, и она ничего не может с этим поделать, она еще не понимает, с Кем встретилась. Женщина говорит Ему: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».
Этот глупый иудей, каким она увидела его вначале, уже стал подниматься в ее глазах. Его авторитет начал возрастать, но она пока ничего не понимает. А Иисус продолжает говорить с ее сердцем – так же, как с нашим. В ней еще не родилась молитва, Он не достал еще с этого дна то самое важное, к чему ведет. Там еще слои твердынь, которые Господь проникает и пронзает Своим Духом, но как деликатно… Какая любовь…
Обратите внимание, сердце ее не затворяется, оно открывается все больше в доверии Ему. Иисус способен вызвать неподдельный интерес. Он говорит такие вещи, которые она еще не понимает, но не уходит. Его слова вызывают в ней все больше вопросов, но молитвы еще нет, потому что она умная, а перед ней «глупый иудей». Кто же молится глупым иудеям? Его слова ее возмущают, она удивлена и возмущена. Вопросов все больше и больше.
Но у Иисуса была и есть цель: Он хочет из нас сделать источник воды живой. Его вода имеет свойство, входя в твою внутренность, становиться источником, текущим в вечную жизнь. Если ты научишься пить из источника по имени Иисус, то у тебя из чрева потекут реки воды живой. Ты сам станешь таким же колодцем, из которого люди будут приходить и черпать чистую воду. Любовь к людям ведет к тому, чтобы твой колодец был чистым, чтобы люди не пили грязную воду, чтобы это была чистая, прозрачная вода, чтобы люди снова и снова хотели пить ее. Если ты захочешь стать таким человеком – ты станешь им. Проси, Господь, знает, как сделать из тебя колодец чистой воды.
Обратите внимание, Он говорит ей о духовных вещах: «Если Я дам тебе эту воду, если ты примешь ее, ты сама станешь источником этой воды, текущей в жизнь вечную».
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать (Ин. 4:15).
Интересный момент начался в их общении. На самом деле то, что вы увидели, – это призыв к служению. Сначала Он помогает ей найти в самой себе это желание служить. Сейчас они дошли до того, что она начала говорить: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Когда Иисус говорил, чтобы жаждущий приходил и брал воду жизни даром, а также, кто будет пить эту воду, у того из чрева того потекут реки воды живой, – Он говорил о служении. Но сначала этот человек будет пить воду жизни.
Здесь также имеется в виду, что вода – это также Святой Дух и все, что Он в Себе несет, потому что служить без Святого Духа невозможно. Как только тебя наполняет Святой Дух, из твоего чрева начинают течь реки воды живой. Ты становишься источником, из тебя начинает вытекать все, что ты принял от Духа Святого, – Слово Божье, дары.
Все просто, но это происходит только тогда, когда Сам Господь предлагает тебе эту воду. Ты не можешь пойти и украсть ее. Когда Господь подойдет к тебе и предложит ее Сам, только тогда ты можешь выпить ее и стать колодцем, из которого можно пойти и почерпнуть.
Представьте себе, как нужно захотеть стать этим источником, чтобы из тебя потекли реки воды живой. Люди просят: «Жажду, Господь, напои», молятся, исповедуют, а ничего не происходит. Тогда вопрос возникает: а есть ли жажда на самом деле? И кого или чего жаждет человек?
Именно жажда дает жизнь человеку, потому что, если нет жажды, это значит, что человек мертв духовно. Жажда говорит о жизни. Если ты пьешь эту воду, то будешь еще хотеть ее пить, потому что она будет возбуждать в тебе новую жажду. Когда ты познаёшь истину, тебе хочется еще больше познавать ее, но для того, чтобы наполниться, нужно сосуд сначала освободить, потому что Иисус не заливает воду в грязный сосуд. Господь помогает, если ты вместе с Ним трудишься, понимая все это, с верой.
Жажда определяет все, с нее все начинается. Только она дает нам возможность иметь то, что предлагает Господь, на Его условиях, и она будет способствовать тому, чтобы мы очистили свои сосуды для нового наполнения. А если тебе не хочется этим наполняться, значит, то, чем ты был наполнен ранее, тебе дороже, и эта вода для тебя не стала ценностью. А если ты жаждешь этих сокровищ, ты сделаешь все для того, чтобы очистить свой сосуд.
Итак, они подошли к очень важному моменту:
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда (Ин. 4:16).
Наконец-то Он коснулся очень важной вещи, потому что она открыла Ему свое сердце. Посмотрите, Он не приходит к ней и не говорит: «Блудница, покайся, Я знаю, сколько у тебя мужей, ты Меня не обманешь». Нет. Он сказал так, что дал ей возможность раскаяться. Именно так Господь разговаривает. Он помогает человеку открыть свое сердце, чтобы тот сам пришел к покаянию, чтобы он сам увидел проблему в себе, раскаялся и исповедал ее. Это – обличение с любовью. Да, порой из человека достаются такие вещи, о которых и говорить не хочется. Но лучше здесь, на земле, все достать, чем человек придет с этим на суд.
…пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала (Ин. 4:16–18).
Она уже все ведра готова была принести, чтобы набрать этой воды, но вдруг Он ей говорит: «Мужа своего приведи сюда». О, эта тема приводит к смущению. Женщина начинает смущаться, стесняться: «Извини, у меня нет мужа». Она начинает исповедовать этот грех, признаваясь Ему в сокрушении сердца. Она открыла свое сердце, не скрыла грех и исповедала. Она была откровенна. Ему такое исповедание нравится, Он принимает его, говоря: «Ты правду сказала». Запомните: именно для того, чтобы исповедаться в истине, вам надо Господу сказать всю правду, – вот что такое исповедь. Важно, чтобы Господь вам в ответ сказал: «Ты правду сказал Мне, поэтому прощаются тебе грехи твои». Господу нужна правда, поэтому, когда исповедуете грех, говорите Ему все как есть.
18 Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи!.. (Ин. 4:18, 19).
Обратите внимание, до этого она обращалась к Нему «господин», а тут уже «Господи». Смотрите, как Он открыл ее сердце. И чье? Обычной блудницы в самарийском городе, отверженной из всех отверженных. Но Он пришел к женщине, которая хотела пить. Отец видел ее, как она приходила к колодцу, как пыталась набрать воды, озираясь по сторонам, чтобы набрать воды и скорее напиться.
Она хорошо знала Писание и не просто так назвала Его пророком. Иисус, разговаривая с ней, явно касался каких-то вещей в ее сердце, о чем она знала.
…Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе... (Ин. 4:19, 20).
Она уже начинает блистать своими познаниями:
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (Ин. 4:20).
Иисус не слышит ее. Он продолжает идти в Своем направлении, не отвлекаясь от темы. Он не ведется на ее речи и говорит:
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев (Ин. 4:21, 22).
Здесь Он разоблачает всю эту самарийскую ересь. Он разоблачает ложь, в которую верит эта женщина, нанося удары по ее вере, чтобы она могла приблизиться к Богу. Он отводит ее взгляд от этой горы, от этого поклонения. Посмотрите, как Он постепенно проходит слой за слоем, открывая дверь за дверью. Она покаялась и призналась Господу, что живет с человеком, который не муж ей, и замужем она была пять раз. Был проделан целый путь к ее покаянию, по которому ее провел Господь.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Ин. 4:23).
Я абсолютно уверена, что эти слова коснулись ее очень сильно. Она тот самый поклонник. Именно она услышала эти важные слова, которые звучат в веках целым хором племен и народов из разного времени. Эхом раздается Слово Божье на протяжении долгого времени.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:24).
Если вы истинно хотите следовать за Богом, нечто должно измениться в вашем сердце. Если там поселится истина, вы станете истинно Его поклонниками и не будете поклоняться идолам, как отцы поклонялись ваши, а обратитесь к истинному Богу.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия... (Ин. 4:25).
Иисус опустился на самое дно ее сердца. Она уже совсем хорошо понимает, уже говорит правильные вещи, которые важно обсудить. Она действительно хорошо знает Писание, и она тот человек, который ждет Мессию:
…знаю, что придет Мессия, то есть Христос... (Ин. 4:25).
Самарянка уже начинает догадываться, Кто перед ней стоит. Она заговорила о Мессии. Именно по этой причине к ней Иисус и пришел, что она очень много о Нем думала, она ждала Мессию. Иисус достал из этой женщины, которая была блудницей и не могла толком напиться воды из колодца, одну очень важную вещь: эта женщина ждет Мессию. Она могла говорить о чем угодно, но она говорит с Ним о том важном, что ее волнует:
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою (Ин. 4:25, 26).
Недолгая пауза… Что-то в ее сердце произошло. Она забыла о своем водоносе. Иисус успел Духом Святым проникнуть на самое дно ее сердца, убрав, слой за слоем, презрение, обиды, раны, потом блуд, идолопоклонство, – все ушло. И она поняла самое главное, она увидела, Кто перед ней, ее глаза открылись.
27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28 Тогда женщина оставила водонос свой., и пошла в город, и говорит людям:
29 Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему (Ин. 4:27–30).
Она даже не испугалась прибежать в город, настолько она была воодушевлена тем, что услышала, ей уже было все равно. Она наконец-то напилась. Она впервые почувствовала, что такое утоление жажды. И из чрева ее, как и сказал Господь, потекли реки воды живой.
Итак, Иисус уже поговорил с самарянкой. Безусловно, встреча Иисуса с этой женщиной не была случайностью. Конечно же, их встреча была запланирована Отцом, иначе Иисус даже к ней и не подошел бы. Он поговорил с ней как с женщиной, которая имела в себе жажду физическую, которая знала, что такое хотеть пить. Также мы увидели, что эта женщина знала Писание, мало того, она ждала Мессию. И сердце ее было весьма открыто. Обратите внимание: когда она встретилась с Иисусом, то не пошла контрабандными тропами в город к себе домой, как обычно это делала, она побежала в город и начала разговаривать с людьми как напившийся человек. Впервые в жизни она напилась, напилась Иисусом. Она родилась свыше. Эта женщина наполнилась Святым Духом. Она рванула в город, не боясь больше ничего, она готова была говорить о Нем. Она не начала никого учить, она просто сказала: «Идите, посмотрите, не Он ли действительно Христос». И, судя по всему, в этом городе не только она одна ждала Мессию. Возможно, разговоры о Нем звучали здесь очень часто, иначе Господь не пришел бы в этот город, Отец не послал бы Его. Иисуса там ждали.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? (Ин. 4:30–33)
«Мы никого не видели. Когда Он успел поесть? Что за пища у Него была?»
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4:34).
Иисус знал, какая у Него пища, а ученики этого не понимали. Он так же, как и ученики, хотел есть, но у Господа была еще другая пища – очень важная встреча, важная настолько, что она определяла будущее человечества. Эта встреча была не с кем-нибудь, а с женщиной-язычницей, униженной, угнетенной, никому не нужной, у которой то один муж был, то другой, и тот, с кем она жила сейчас, не был ей мужем. Но Отец увидел ее сердце и послал к ней Своего Сына, Который, унизив Себя, подошел к этой женщине. Он увидел в ней сердце, которое способно было откликнуться настолько, что она смогла разбудить целый город. Она стала для Иисуса дверью, через которую Он смело вошел. Она поверила Ему и выполнила всю работу за Него, перестала быть той женщиной, которой было стыдно выйти в тот город, в котором она жила, которая ходила, опустив глаза, и пряталась от людей. Только Иисус знал, где ее можно найти. Он везде нас найдет, Он знает, куда прийти, потому что знает всю нашу жизнь. Дух Святой ищет такие сердца. Это Он рассказывает Отцу, где какое сердце. Дух Святой – это очи Господа. Он обозревает всю землю благодаря Святому Духу.
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши... (Ин. 4:35).
Поднимите ваши глаза, потому что они опущены. Поднимите глаза, потому что вы смотрите только под ноги себе, не видя ничего, кроме себя. Поднимите глаза, и вы многое увидите и удивитесь. Вы увидите, какова воля Божья, чего желает Господь.
...посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве (Ин. 4:35).
Стоит только отвести от себя глаза, и ты сразу начнешь многое видеть. Оттого что твой взгляд направлен на себя, на свои проблемы, на их решение, ты не видишь того, что тебе стоит увидеть, но как только ты отведешь свои глаза от себя, будешь смотреть на все Божьими глазами.
Пока твой взгляд направлен на себя, на решение своих проблем, пока ты сражаешься за себя с плотью и кровью, ты смотришь себе под ноги, чтобы никто тебя не толкнул, и готов толкнуть другого, чтобы не мешал тебе смотреть на себя. Ты продолжаешь жить своей жизнью и не знаешь, что вокруг тебя творится. Ты не исполняешь волю Божью, согрешаешь против Господа, хотя пришел к Нему как жаждущий спасения.
Если ты будешь смотреть на себя, то позволишь дьяволу завладеть твоим взглядом, и твое спасение будет связано исключительно с тем, чтобы твоя плоть была спасена и не страдала, а сердце твое тебе безразлично. В таком случае спасения не будет, а ты будешь только продолжать использовать Бога в решении своих личных проблем: чтобы были деньги, здоровье, работа, чтобы не было ни в чем нужды и страха за будущее.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 Ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет».
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала (Ин. 4:36–39).
Уверовали через эту историю, а женщина получила свободу служить Господу, она была призвана Господом. Обратите внимание, не через человеков – Он лично призвал ее к служению, Господь не допустил к ней ни одного из Своих апостолов. Он Сам, лично, разговаривал с женщиной, призывая ее.
Она направилась в те места, куда еще не хаживала нога иудея, но Господь послал туда эту самарянку. Она пошла говорить с теми, кто так же, как и она, ждал Мессию, – с избранными, чтобы они имели жизнь вечную. Эта женщина имела в себе воду живую и уже способна была делиться этой водой, из ее чрева потекли реки воды живой.
Господь, перед тем как ей служить, напитал ее, поднял в ней жажду. Он предложил ей нечто драгоценное, но не дал это сразу, потому что ей нужно было сначала очиститься. Для того чтобы выйти в служение, ей необходимо было избавиться от запинающего греха.
Он не сказал ей сразу: «Иди-ка, скажи всему городу, что ты Меня видела, и скажи им, что Я тебе сказал». Нет, перед тем как отправить нас служить, Господь очищает нас, перед тем как влить в нас воду живую, Господь очищает нас от греха.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
43 По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею,
44 Ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве (Ин. 4:40–44).
В этом слове я хочу сделать упор на молитву, на то, как Иисус завоевывает наши сердца, проникая в них истиной. Это она, истина, приходит и разоблачает в нас грех, обличает. Разве этой женщине не было стыдно, когда она призналась, что нет у нее мужа? Она не сказала главного, но Иисус сказал это вместо нее, и она раскаялась в этом. Ради Господа, именно ради Господа, она готова была расстаться и с тем, с кем жила, и расстаться со всеми своими грехами, со всеми своими проблемами, – для того, чтобы стать этим источником воды живой.
Теги: Евангелие от Иоанна, Жажда