Первосвященник по чину Мелхиседека
Май 18, 2017
Кто любит Послание к Евреям и часто его читает? Я знаю, что оно обычно пропускается, и если читается, то крайне редко. Но я хочу вас познакомить с этим посланием, и начну с последних его частей. Хочу открыть вам новое имя Господа, чтобы вы получили откровение, поэтому открывайте свое сердце – пусть слово Божье в силе своей совершит эту работу в вас.
Восьмая глава
Слово это очень важное, даже глава начинается интересно. Казалось бы, достаточно прочитать первый стих, и можно закончить эту проповедь. Все Послание к Евреям звучит именно в этой строке.
Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8:1).
Перед этим Павел очень много писал о том, что Иисус есть Первосвященник. Он рассказывал о Первосвященнике по чину Мелхиседека, о том, что Авраам принес Мелхиседеку десятину – князю мира. Он отдал десятую часть Мелхиседеку – неизвестно кому. Тот был Первосвященником, но неизвестно, какой страны, неизвестно, кто он, что он. Но Авраам пришел в начале и отдал ему десятую часть всего своего имущества, после чего у Авраама началась такая жизнь, какой мы ее знаем.
Без этого события в жизни Авраама не было бы ничего, потому что он совершил очень важное посвящение и отдал часть Мелхиседеку. Но откуда взялся вообще Мелхиседек? Еще храмов не было как таковых, и тут, откуда ни возьмись, – Первосвященник. Откуда он, из какой страны? Израиля еще не было, он только был в сердце Авраама, мало того, еще не было Авраама, был только Аврам.
Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр. 8:1, 2).
Вы понимаете, кто такой первосвященник и кем он был для Израиля, зачем он был нужен? От этого человека зависела жизнь всей страны, потому что наказание за грех – смерть. Первосвященник во время своего служения очень сильно рисковал. Это было не просто служение такое: захотел – зашел, позвенел колокольчиками, пошел за завесу… Все: «Вау! Какое служение!» Нет.
Он шел за завесу, зная, что может не выйти оттуда, что его за веревку могут оттуда вытащить. Таким было его служение. Он не просто входил туда. Если каждый приносил жертвы за свои собственные грехи, то этот человек имел такое помазание, которое позволяло ему принести жертву не только за себя, но и за весь народ. И в тот момент, когда он приходил во Святое Святых, куда доступ был запрещен всем, кроме него, он приносил жертву и за себя, и за весь народ. Если бы жертва не удовлетворила Бога, если бы он делал это недостойно, то был бы умерщвлен.
Это такое служение, при котором не знаешь, будешь завтра жив или не будешь. Первосвященник – это человек, который следил за тем, что происходило с народом, потому что на нем была ответственность за этот народ. Приносились тельцы, козлы – жертвы, которые действовали в течение года. Вышел из-за завесы – и еще год можно жить. Если мы живем и не знаем, когда мы умрем, то первосвященник мог догадаться, когда будет последний день его жизни. И он с этим жил в течение всего года. Ему нужно было принести жертву так, чтобы угодить Богу. Когда он входил во Святое Святых, он входил в мощнейшее присутствие Божье, коснулся не так – и все. Сколько там было страха, вы представляете? Ты приходишь в присутствие Божье, и решается, будешь ты жить или нет. Все равно, что пойти на гильотину. И не знаешь, помилуют тебя или не помилуют, потому что ответственность высокая.
Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Если бы Он оставался на земле…
Это уже об Иисусе.
…то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. Но Сей Первосвященник (Иисус) получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях (Евр. 8:3–6).
Иисус – это не тот первосвященник, к которому можно прийти, увидеть, потрогать. Он принес жертву лучшую – Своей кровью, отдав Себя Самого в качестве этой жертвы, и был вознесен на небо. И теперь наш Первосвященник предстоит не где-то в какой-то скинии раз в год, а ежесекундно находится как Ходатай лицом к лицу с Небесным Отцом. Он предстал пред Ним как Ходатай, не просто как Первосвященник, а как Ходатай, Который ходатайствует ежесекундно перед Отцом. Он постоянный Ходатай, Первосвященник на небе.
Что такое обетование? Обетование – это обещание, наследие, которое мы получили во Христе Иисусе. Какое наследие, какие обещания мы имеем? Это обещания, которые нам даны. Например: наказание мира на Нем; ранами Его мы исцелились; взял на Себя грехи наши, понес на Себе немощи и болезни...
Ибо если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня (Евр. 8:7–11).
Нигде не сказано, что не нужны будут учителя. Здесь имеется в виду, что все будут знать Господа. Кто получает Духа Святого, тот знает Господа через личное общение с Богом Отцом в Духе Святом, через Кровь, через водное крещение, через крещение Духом Святым. Вы все знаете, что такое быть в присутствии Божьем, вы ощущаете присутствие Божье, потому что Господь в вас, а что делать дальше, об этом тоже сказано.
Потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению (Евр. 8:12, 13).
Девятая глава
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется "святое". За второю же завесою была скиния, называемая "Святое святых", имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
При таком устройстве в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа (Евр. 9:1–7).
Как мы знаем, каждый из народа приносил жертву за грехи, возлагал на животных руки, животные забирали эти грехи, их сжигали, таким образом народ получал прощение грехов. И нужно было такую жертву принести, чтобы она удовлетворила Господа. Животное должно было быть без всякого порока – только тогда прощался грех. Господь обонял это благоухание и прощал человека. Но этого было недостаточно. Чтобы грехи всего Израиля были прощены, был целый процесс жертвоприношения, особенно раз в год, за грехи, о которых они не знали, что совершили, – чтобы все было чисто.
Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды…
Один раз!
…вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел… (Евр. 9:8–14).
Это то, что сейчас и происходит: наша совесть очищается от мертвых дел. Обратите внимание, здесь стоит будущее время, то есть это процесс, который все мы проходили и проходим. Мы очищаемся от мертвых дел, в которых привыкли жить в нашей прошлой жизни. Но делаем это верой, на основании крови Иисуса Христа, на основании того, что сделал Господь. Для чего мы это делаем?
…для служения Богу живому и истинному! (Евр. 9:14)
Для этого Господь нас очищает и меняет. И не ради нас любимых это происходит, а потому что для нас важно служение другим людям. На кого и на что направлено наше сердце? Если мы сосредоточены на себе, то будет ли это действовать в нас? Но если мы желаем измениться для того, чтобы помочь потом другим людям, то это угодно нашему Первосвященнику. А если это нужно только нам, мы так и погибнем, не принеся никакого плода, закопав его и желая лишь самостоятельно очиститься и ходить в своей гордыне, утешаясь своей самоправедностью. Не для этого нам нужно омовение и очищение, а для того, чтобы мы потом могли служить Богу и любить Его. И любовь к Нему определяется именно по тому, любим ли мы Его овец, пасем ли их.
Иисус спрашивал у Петра:
– Любишь ли ты Меня?
– Да, Господи, я люблю Тебя!
– Паси овец Моих.
Именно в этом заключается любовь к Нему. Не ради себя – любимой пушистенькой овечки, которая будет ходить с такой красивенькой беленькой шерсткой и не будет пачкаться. Вся чистенькая, умытая, с хорошенькой мордашкой. И все у нее хорошо, и все она умеет красиво делать – ходит и радуется. Такая овечка находится в большом заблуждении. Ни одна овца не может идти отдельно от другой овцы. Так они устроены. Не может овца стоять где-нибудь в сторонке, любуясь на себя в зеркало и восхищаясь тем, какая она белая и пушистая. Важно не это.
И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови (Евр. 9:15–18).
Нам завещано кое-что, и благодаря тому, что Завещатель умер, мы получили наследие здесь, на земле. Что нам завещано? Все обетования благословения, записанные в 28-й главе Второзакония.
Еще мы незаслуженно имеем адвоката – Иисуса Христа. И что бы с нами ни происходило, Господь все обращает во благо. Все это наше наследие, данное нам сегодня и сейчас, не тогда, когда мы попадем на небо. Это наследие мы получили в тот момент, когда кровь Иисуса Христа омыла нас, когда мы отвернулись от того, что было в нашей жизни, и пошли путем освящения. Не попираем кровь Иисуса Христа, а проходим путь освящения и очищения.
Завещание действительно после умерших, оно не имеет силы, когда завещатель жив. И мы имеем его теперь, оно записано на скрижалях наших сердец, и никто не может его у нас отнять. И если вы не имели этого понимания раньше, пусть оно с сегодняшнего дня будет в вас. Врагу очень не хочется, чтобы вы понимали то, что вы наследники, сонаследники Христу, знали о том, что именно вам было завещано, и о том, что на ваших сердцах поставлена печать кровью Иисуса Христа.
В вашей жизни было построено много лживых оснований, но приходит время, когда нам нужно отказаться от них, отказаться от мертвых дел и встать на новые основания. Для каждого из вас в жизни наступает такой период, когда вы знакомитесь с каждым основанием в отдельности, познавая имя Иисуса Христа. Это можно только принять верой, так говорит Слово. Вы можете поверить, а можете отвергнуть. Это Слово не будет живым и действенным в вас, если вы не поверите и не примете того, что вы являетесь наследниками, что наследие не просто есть, но вы его уже получили, оно уже вложено в вас, оно ждет вас на небе.
Царство Божье невидимо, но для того, чтобы иметь его, вам дан ключ – это вера. Вы не войдете в эту дверь, если не откроете ее ключом веры. На все ваши нужды там есть ответы, на все до единой. Вы не верили, поэтому и не имели. Вы не знали истины, были слепы, поэтому не получали.
Вера очень проста, но она требует твердости. Вера непоколебима, а если она колеблется, это уже не вера. Да не думает сомневающийся что-либо получить от Господа. Вера твердо стоит на слове Божьем. Сказал Господь – она встала и стоит упрямо: «Нет, так сказал Господь, и все. Бог сказал, Его слово живо и действенно, оно мое, не отдам никому». И не вздумайте сомневаться в этом, не вздумайте колебаться – тем самым вы Богу не угодите. Вы угождаете Ему только своей верой, потому что поверили Ему, и именно это вменится вам в праведность.
Авраам поверил Богу – не в Бога поверил, а Богу. Бог сказал ему слово, и он поверил слышанному. Важно верить в то, что говорит Господь. Нет у Бога серединки на половинку, у Него либо да, либо нет. Если ничего не меняется в твоей жизни, то это потому, что ты не поверил слышанному, не принял Слово и потерпел ущерб, потерпел серьезный урон в своей жизни. Это называется кораблекрушением. В результате плода не будет, ничего не будет.
Слово Божье говорит, что боязливых и неверных участь в озере огненном. Однажды наступил момент, когда Господь поставил меня перед этим словом, и оно сильно меня коснулось. Обрадовалась ли я ему? Нет. Но я сказала: «Господь, если слово Твое говорит так, то как я могу лицемерить перед Тобой – приходить и говорить, что я не боязлива, верна?» Я так не могла сказать, потому что Его слово обличило меня, пронзило насквозь.
Я пришла к Нему и сказала: «Господь, я боязлива, не верна, я скверная, но я очень не хочу гореть в озере огненном. Господь, не напрасно была жертва Твоя, и я прошу, сделай меня дерзновенной, смелой, сделай меня верной. Только Ты знаешь, как мне стать такой, я никогда не была верна ни себе, ни кому-то другому, а о Тебе даже и слов нет. Сделай меня верной во всем. Я не хочу погибнуть и не знаю, как из этого выбраться, но Ты знаешь». И пошел огромный процесс, пошло время. Мне надо было верой ожидать, я не требовала от Бога быстрых результатов.
Самая большая ошибка человека – требование быстрых результатов. Человек любит ставить перед Богом сроки. Мы не знаем и не видим, что совершает Господь, поэтому я вам советую говорить Ему: «Господь, пусть мои глаза не видят, но я доверяю Твоему слову. Я про-сила по слову Твоему, в котором сказано: просите, и дано будет. Там не сказано, в какие сроки, сказано – дано будет, и все. Когда – это для меня не имеет значения. Я знаю, что это будет дано мне вовремя, в Твое время, не в мое, Господь. А я буду продолжать верить и ждать – неважно, сколько времени. Благодарю Тебя за это».
Он знает сроки, Ему надо довериться и просто продолжать верить. Вера всегда благодарит, потому что видит, что это уже совершилось: на небе это есть и здесь будет в нужное время. Будет. Просящий получает, ищущий находит. Это истина – кто верит, тот будет этим жить.
Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив (Евр. 9:16, 17).
Завещание имеет силу, когда завещатель умер.
Почему и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное – лучшими сих жертвами. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие (Евр. 9:18–24).
Вы можете молиться в любое время, можете в любой момент иметь общение с Отцом, потому что Иисус представляет нас каждое мгновение перед Его престолом. В Иисусе мы там стоим всегда.
И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр. 9:25–28).
Десятая глава
Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил", потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.
По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его (Евр. 10:1–13).
Теперь наша задача – на основании того завещания, которое мы имеем, того, что Господь дал нам, отвернуться от мертвых дел и, побеждая врагов, полагать их к подножию ног Иисуса, потому что наши враги – это Его враги. Мы имеем все для того, чтобы всех наших врагов положить к подножию Его ног. Почему? Потому что Он все совершил уже, нам нужно только верить в это. Мы – победители, потому что Он победил. Мы имеем такого Первосвященника, Который сделал все, и Он ходатайствует за нас ежесекундно. Он там, на небе, и мы в Нем на небе, и Он здесь, на земле, потому что Он в нас. По обетованию мы защищены, по обетованию мы ежесекундно имеем адвоката. Мы живы до сих пор по Его милости, не погибли оттого, что совершаем и совершали беззакония, потому что Он каждый день ходатайствует за нас.
Мы являемся теми, кто по завещанию, по обетованию получил наследство Иисуса Христа. В этом истина Евангелия, в этом истина Царства Божьего, и теперь все, что мы можем сделать, – это полагать к подножию ног Иисуса всех Его врагов. Это не наши враги, это Его враги, потому что в нас Иисус, мы – Его образ и подобие. Мы очищены кровью Иисуса Христа, на нас стоит печать Святого Духа, и мы уже не свои, потому что мы рабы Иисуса Христа, если только этого пожелаем. И мы уже не своя собственность, а Его, мы Ему принадлежим, и мало того, мы – мертвые для тех дел, которые делали когда-то. Мертвому все равно, рабу все равно, ему не нужно думать, куда ему идти. Раб там, где его хозяин, а если ты не там, то ты и не раб еще. Ты еще свободный – гуляешь, бродишь, делаешь то, что тебе нужно, ходишь блудными путями. Но блудник не наследует того, что Иисус завещал. Дети наследуют. А мы дети, если только верим в то, что Он – наш Отец, если мы только приняли это верой, если наше сердце направлено на то, чтобы жить с Ним, в Нем, не отходить от Него, исполнять волю Его и быть Ему угодными каждое мгновение. И если даже сегодня этого нет, но сердце ваше уже направило туда свои пути, вы придете к этому. Господь всегда смотрит на сердце, и Он знает, как нас изменить.
Ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его (Евр. 10:13).
Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Тут написано, что Он верит, Он ожидает. Он знает, как наполнить нас верой, Он верит в нас, а мы верим в Него – это завет. «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножии ног Его». Если твое сердце направлено к тому, чтобы всю свою жизнь посвятить тому, чтобы положить всех врагов к подножию ног Иисуса, ты за это получишь награду. Господь знает, какой силой мы можем это делать, Он знает, как нас укрепить, чтобы мы могли исполнить Его волю так, как Ему угодно, а не нам.
Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 10:14).
Не освященных, а освящаемых. Это созидательный процесс. Это не то, что мы уже всё сделали, за нас уже всех врагов положили, мы обратились от всего, в одно мгновение всё получили, грехи все прощены – живи да радуйся, готовься к ПМЖ.
О сем свидетельствует нам и Дух Святой; ибо сказано: Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою (Евр. 10:15–22).
Омыв тело водою чистою – это водное крещение.
Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший (Евр. 10:23).
Будем держаться неуклонно именно потому, что верен Обещавший. Это наше основание. Не поколеблемся, неуклонно будем стоять лишь только по одной причине, что Он верен.
Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай… (Евр. 10:24, 25).
Собрание, где нет Иисуса Христа, оставляйте, уходите оттуда. Не будем оставлять собрания, где есть Господь. Не делайте этого. Я думаю, что оттуда, где есть Господь, самим не захочется уходить, попробуй, выгони кого-нибудь. Не захочется уйти от Иисуса никому, кто любит Его.
…но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи (Евр. 10:25, 26).
Что значит произвольно грешить? «Согрешили? Покаемся!» Бывает ситуация, когда человек ненавидит грех, но ничего не может поделать, не знает, как с ним справиться. И другое дело, когда человек, согрешая, стоит на позиции: «Ха! Покаемся! Бог простит». Нет, не простит. Господь смотрит на сердце. Он понимает, когда есть битва против греха, и когда человек просто не знает, как с этим справиться. Я знаю, что такое бороться с грехом, когда нужно стоять неуклонно в Нем, зная, что победа будет за мной, потому что Обещавший верен, и я обязательно увижу эту полноту, я приду к этой полноте, шаг за шагом приду к ней.
Если человек сто лет грешил, а потом за один день захочет избавиться от греха – это будет непросто. Он привык грешить. Грех держится за привычку, это его основание, его престол. Важно избавиться от привычки и, самое главное, всем сердцем желать не грешить, расстаться с этим грехом навсегда. И важно не затягивать, потому что лукавство Господь увидит.
Но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников (Евр. 10:27).
Не нужно любить грех, с ним нужно бороться, не лукавить перед Богом. Это очень опасно, потому что написано, что ты будешь жить с ожиданием суда, огня, который пожрет тебя. Не надо шутить с грехами, их нужно победить. Мы сильнее этого греха.
Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен… (Евр. 10:28, 29).
Это та самая тема, когда люди думают, что они освящены, и все хорошо. Кровью освятился – и живи, как хочешь. А святыня для него – не святыня.
...и Духа благодати оскорбляет? (Евр. 10:29)
Дух Святой уходит с того места, где живет грех, и либо человек выбирает грех, либо выбирает Святого Духа – третьего не дано. Не может из одного источника течь холодная и горячая вода, это будет теплая вода. Не может одновременно течь грязная и чистая вода – она будет грязная. Не может течь горькая и сладкая, потому что будет горькая все равно. Я молилась и просила, чтобы Господь научил меня жить так, чтобы Дух Святой всегда был со мной, не покидал меня и не оставлял.
Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живого! Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее (Евр. 10:30–34).
Запомните: за слово Божье расхищение имения принимать с радостью – это подвиг, награда для вас. Но когда по глупости вашей или из-за греха расхищается имение – это уже совсем другая история.
Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10:35, 36).
Терпение нужно, чтобы получить обещанное. «Ну что сейчас ждать? Там все получим». А я надеюсь все получить здесь, потому что нам наследие здесь дано. Царство Божье приблизилось к нам, пришло в наше сердце. Конечно, и там получим награду, но получит тот, кто получил все это здесь, на земле.
Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души (Евр. 10:36–39).
Одиннадцатая глава
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1).
Мы одновременно ожидаем и верим, что увидим. Сидим и ждем, будучи уверены в невидимом. А о невидимом вы разве ничего не знаете? Господь вам все уже об этом сказал, и ваша задача – стоять твердо в этом исповедании.
И пусть оно отныне живет в ваших сердцах – то, чем вы можете делиться, но еще не готовы. Сначала испытайте на себе истину тех слов, которые я вам говорю, чтобы это слово жило в вас, чтобы оно ожило и принесло плоды в вашу жизнь, тогда вы будете уверены в истинности этих слов. Пройдя путь, вы сможете нести истинное Евангелие, и это слово будет иметь силу в ваших устах. Вы будете говорить истину другим людям, которые еще не знают Христа, но вы-то уже познали. Вы знаете, что верен Обещавший, что Он исполняет Свои обещания, если мы неуклонно стоим на том основании, которое нам дано по обетованию.
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое (Евр. 11:1–3).
Словом устроена наша жизнь. Что говорите, во что верите, то и получите. Вы исповедуете это о себе с верой. Не надо бояться, если вы что-то произнесли. Если вы произносите что-то неугодное Богу, то это потому, что пришло время освободиться, обратиться от мертвых дел, от того, что вы произносите своими устами. Это мертвые дела, и вы не можете в них уже находиться, потому что вы во Христе Иисусе восседаете по правую сторону от Бога Отца на престоле славы, глаза в глаза видите Его, и Иисус ходатайствует за вас каждое мгновение.
Если сердце ваше направлено на то, чтобы обратиться от всех мертвых дел благодаря крови Иисуса Христа, благодаря тому, что вы не свои и на вас печать Духа Святого, то вы с помощью своей веры можете иметь все самое чудесное, что есть в Царстве Божьем. Там оно не нужно. Оно нужно вам сегодня, здесь и сейчас, на земле. На небе исцеления не нужны – там все будут исцелены, не нужна будет радость, потому что она всегда будет пребывать там. А здесь она нужна.
Вам все это дано по обетованию: плоды и дары Духа Святого – это все ваши обетования, это все ваше наследие. Слово Божье говорит, что там не нужно будет ничего, кроме любви. Там не нужна будет ни вера, ни надежда, а здесь по обетованию, благодаря Святому Духу вы все это можете иметь, благодаря вашей вере, уверенности в невидимом. И все это только потому, что Господь все это сделал, потому что Он умер, и воскрес, и восседает на троне. И мы не просто наследники кого-то умершего здесь, на земле, мы еще имеем наследие на небе, потому что Он там жив. Наш Наследодатель умер и воскрес. И мы наследники обетований, которые есть на небе.
И по вере нашей мы всё можем иметь для того, чтобы служить Ему, чтобы пасти Его овец, чтобы исполнять Его волю, чтобы всем своим сердцем стремиться делать то, что хочет Он, и позволить Ему нас и наказывать, и изменять. Наказывается грех, который в нас, но поскольку он к нам прилип, больно нам, потому что столько лет жили вместе, родными стали.
Это должно уйти. Мертвые дела, болезни – это не от Бога. Иисус понес это на Себе и спустился со всем этим в ад.
Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще (Евр. 11:4).
Вы представляете, на что способна вера? Кровь Авеля верою до сих пор говорит. Петр, Иоанн и Иаков видели Моисея верою. Они хотели увидеть и увидели славу Бога.
Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу (Евр. 11:5).
Если вы получите свидетельство здесь, то также будете переселены, если угодите Богу. Это не напоминает вам вознесение церкви?
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере (Евр. 11:6, 7).
Что такое ковчег? Ной строил то, что народ в глаза еще не видел, что не видел глаз и не слышало ухо.
Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог (Евр. 11:8–10).
Посредством крови Иисуса мы имеем хорошее наследие – мы имеем в себе веру Авраама и Сарры. Вы представляете, какое наследство закладывал в Своих потомков Небесный Отец, чтобы эта вера, которая была в Аврааме и Сарре, была и в нас? Мы посредством крови Иисуса все евреи. Иудей не тот, кто по плоти, а по обетованию. Вы же можете не узнать, что у вас есть наследство, никогда не прийти к нотариусу и не получить его, если никто вам не расскажет об этом.
У вас есть великая вера, которую Господь вложил в Авраама и Сарру. А что такое вера? Вера не смотрит на дряхлость, вера смотрит на то, что сказал Господь. Сказал Бог – и стало. А нам что делать? Стоять твердо и верить Обещавшему.
Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском (Евр. 11:11, 12).
Здесь Господь говорит именно о Сарре, потому что ей надо было не только семя принять, этой бабушке надо было еще девять месяцев плод носить в себе, нужно было поверить в то, что она еще и родить сможет. Авраам в этот момент овец пас, занимался своими делами, а Сарре нужно было все это выносить верой. И каждый ее шаг был в вере, каждый день.
Я хочу, чтобы вы верили, чтобы вера ваша росла, чтобы вы все больше смотрели на обещанное, знали обетования и твердо держались этих обетований.
Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд (Евр. 11:23–27).
Это вера. Одно из имен нашего Бога – Невидимый, но верою Он для нас видим, потому что мы видим Его дела, когда в терпении ожидаем то, что Господь совершает.
Моисей имел все, о чем могли только мечтать евреи того времени, потому что большинство из них были просто рабами. И написано, от чего он отказался: он отказался называться сыном дочери фараоновой, отказался от наслаждения, от египетских сокровищ, от Египта, не испугавшись царского гнева. Иметь все – и отказаться просто ради народа Божьего, ради того, чего желал Господь.
Дальше Павел говорит о героях веры, о христианах, которые были мучимы за веру. Жены получали умерших своих воскресшими… Все происходило по вере.
…иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение (Евр. 11:35).
Они не воскресли здесь, в жизни, но от этого нет огорчения. Есть – слава Богу, нет – тоже спасибо, это все равно будет.
Вера верит не только в то, что вы будете здесь, на земле, иметь, но и в то, что вы будете иметь на небе. Авель верил так, что и сегодня его кровь говорит. Он умер, хотя и жив там, на небе, но вера его продолжает действовать.
Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного (Евр. 11:36–39).
Не получили обещанного!
Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11:40).
Двенадцатая глава
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением…
С верой.
…будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь (не устать) и не ослабеть душами вашими.
Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией… (Евр. 12:1–15).
По обетованию мы имеем благодать Божью и все то, о чем мы уже говорили. Но если кто-то лишается обеспечения Божьего, о чем это говорит? О том, что он лишился благодати Божьей. А почему? Возникла какая-то проблема с грехом, есть что-то тайное, что человек не хочет демонстрировать. Господь обличает, а человек упорно продолжает идти против воли Божьей, упорно грешит, не понимая, не осознавая того, что делает. Может быть, он даже думает о том, что у него все прекрасно, и вдруг бац – и лишился благодати Божьей, пропало куда-то обеспечение. «Ну как же так? Я всем нравился, в церкви все было хорошо, служил, все делал, что надо, и вдруг...»
Господь тем самым останавливает человека, потому что жизнь его не угодна Ему. Уходит время, проходит жизнь, а человек не видит самого главного в своей жизни. Он не остановится, пока у него есть деньги в кармане, и будет продолжать идти вперед. Господь останавливает его для того, чтобы он остановился и сказал: «Господь, обличи меня, скажи, что я не вижу? Ты меня обличал, а я не останавливался. Я останавливаюсь и жду, я не пойду никуда, пока Ты не скажешь мне, в чем проблема внутри меня». И не нужно никуда идти, пока не услышишь слово от Бога о том, в чем ты согрешаешь, чего не видишь, что Богу неугодно; пока не поймешь, что Он уже не будет благословлять и миловать тебя, если ты не остановишься. Отсутствие обеспечения – это серьезный сигнал.
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие (Евр. 12:15).
Если кто-то в семье лишается благодати, наблюдайте, чтобы и вам не оскверниться. В семье обычно есть согласие, и не один кто-то ответственен за то, что в ней происходит. Как от этого избавиться, Господь знает. Если будешь просить, то узнаешь ответ. Господь показывает, здесь написано об этом:
Чтобы не было между вами какого блудника…
Если есть блуд, Господь остановит благословение.
…или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства (Евр. 12:16).
Кто-то не понимает своего положения, для кого-то оно не дорого, он готов за похлебку, за блага этого мира просто взять и отказаться от того, что дал ему Господь: и от первородства своего, и от того, что ты имеешь от Бога, будь то служение или еще что-либо.
Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен…
В этом есть опасность.
…не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами (Евр. 12:17).
Если ты отказываешься от того, что Господь дает тебе, если Господь называет тебя кем-то, а ты не принимаешь Его волю, ты можешь лишиться благословения, обеспечения Божьего. Очень важно иметь страх Божий.
Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре (Евр. 12:18).
Павел говорит, что вы приступили не к тому, что можете увидеть, как те видели.
Не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: "я в страхе и трепете" (Евр. 12:19–21).
Это то, что они видели, что там происходило.
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета – Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр. 12:22–24).
Вы поняли, к чему вы приступили? Есть невидимый мир. Если бы вы увидели, как это выглядит. Если вы верите в невидимое, то когда вы молитесь, вас слышат и знают все.
Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес (Евр. 12:25).
Что значит «отвратимся»? Отвернемся. Глаголющего откуда? С небес, потому что мы там стоим, как и было сказано в начале слова: мы стоим перед Первосвященником, в Первосвященнике, в Ходатае. Мы – там, в Нем, а Он – здесь, в нас. Мы стоим во Христе там, на небе, сейчас, в данный момент, в данную секунду, и вопрос: как вы там выглядите? Вы можете здесь жить, есть, насыщаться, одеваться – делать все, а там быть как ничто, потому что нет веры, нет понимания. Без ведения, без знания народ гибнет, если нет полного понимания о спасении, нет полного понимания Евангелия, гибель обеспечена, согласитесь.
Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.
Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом (Евр. 12:26–28).
Мы не к горе приступили, которая тряслась, нет, здесь такое невиданное зрелище, которого никто не видывал и не слышал такого:
Потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29).
Тринадцатая глава
Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Помните узников…
Узников, которые в узах за имя Иисуса Христа.
…как бы и вы с ними были в узах, и страждущих…
Страждущих, которые страдают за имя Иисуса Христа.
…как и сами находитесь в теле. Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. Имейте нрав несребролюбивый (нежадный) довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя (Евр. 13:1–5).
Что значит «не оставлю тебя и не покину тебя»? Это обетование, это ваше наследие. Если поверишь, что Бог тебя оставляет, будешь отвечать перед Ним за это, потому что ты Его обзываешь лживым. Он сказал тебе «не оставлю и не покину», и если будешь в вере стоять на этом – получишь обещанное.
Вера должна возрастать, а возрастает она только исключительно от тех ситуаций, в которых испытывается наша вера, чтобы мы могли идти от веры к вере и расти в ней, потому что Господь с каждым разом дает все больше и больше. Вера должна расти, потому что Господь планирует давать вам нечто иное, отличное от того, что давал вчера. Но вы это иное не сможете получить и не сможете использовать, если не будете иметь той веры, в которой сейчас были испытаны.
А если не прошли испытание, будете еще раз проходить, потому что у Господа есть в планах, чтобы вы служили. Вам нужно расти, чтобы вера ваша росла и вы могли отдать все то, что Господь хочет отдать тем людям, которым вы будете служить. И если вы сегодня это не получите, если пропустите сегодня то, что Господь дает, то так и будете ходить по кругу. Поэтому пусть испытывается ваша вера, чтобы вы могли возрасти, чтобы вы могли служить во всей полноте так, как угодно Богу.
Так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? (Евр. 13:6).
Вера говорит: «Что человек мне может сделать, если моя жизнь Богу принадлежит? Кого мне бояться? Все в Его руках, все в Его власти. Никто без Его воли даже глазом не моргнет».
Если есть вера в это слово, если мы твердо стоим в нем, то мы уповаем на Бога, мы доверяем Ему полностью, и ничего нам не страшно. Наша жизнь принадлежит Ему, Он все даст и всем обеспечит.
Да, все смотрят на нас, на детей Божьих. Ангелам, которые всё прекрасно видят, не нужно верить, они все это видят и знают. Мы блаженнее, потому что у нас есть величайшая возможность – поверить, не видя. Они мечтают о том, чтобы жить верой, но не могут этого иметь. А вы можете. Это большая награда, и только детям Божьим дан этот шанс – поверить. И велика награда у того, кто захочет не только верить, но захочет, чтобы вера возрастала, кто будет держаться всех этих обетований неуклонно: «Сказал Господь – значит, так и будет. Я буду верить и ждать. Когда? Для меня это не имеет значения, в какие сроки – неважно, я буду верить, и ждать, и благодарить Господа, что это уже есть, оно идет ко мне. Сто лет надо ждать – значит, сто лет буду ждать, знаю, что это будет у меня. А если не будет, то будет, как написано, что не все получили обещанное».
И неважно, по каким причинам это не дошло, продолжайте верить, что все равно это будет, здесь ли, на земле, или на небе, но это будет. И не говорите сразу: «О, если я это на земле не получу, то какой смысл верить? Я хочу, чтобы на земле все это у меня было, зачем мне это на небе?»
Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими (Евр. 13:7–9).
Так и молитесь: «Господи, укрепи благодатью мое сердце».
Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности… (Евр. 13:10–16).
Дружите, общайтесь, таким образом вы будете изменять друг друга, не прячьтесь от дружбы. Обтесывайтесь друг об друга, ищите общения, не бойтесь этого, просите у Бога, чтобы Он дал вам общение, а если прячетесь, значит, останетесь прежними, плохими камнями, которые в стенку не положишь.
…ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр. 13:16).
Общение – это жертва, еще какая жертва. Любите тех, кто рядом, кого Господь поселил рядом с вами, благодарите за них. Стремитесь к общению с ними, любите их всем своим сердцем. Как Бога любите, так и их любите, отдавайте им все, что сможете. Я вас уверяю, любовь откроет их сердца, и вы узнаете их с другой стороны. Любовь способна творить чудеса с людьми. Даже неважно, верующий это человек или неверующий. Я по своей жизни знаю: любовь творит чудеса, изменяет человека. Будешь разговаривать с ним с любовью, с мудростью – и увидишь перед собой абсолютно другого человека, пусть это даже твой отец-алкоголик. Но если ты будешь иметь любовь и мудрость в Господе, ты увидишь его совсем с другой стороны, потому что любовь и мудрость – это ключ, который откроет сердце этого человека. Будешь долбить по нему – оно закроется, увидишь колючки, гадости разные. А если захочешь, чтобы Господь показал тебе это сердце, имей терпение, любовь, понимание и тогда кое-что увидишь – увидишь чудо.
Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет… (Евр. 13:17).
В этом и любовь к наставникам и понимание, что им придется дать отчет. Это любовь к ним, чтобы они, как написано:
…чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа)... (Евр. 13:17–20).
И я говорю это с верой, как молитву:
Да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские. Благодать со всеми вами. Аминь (Евр. 13:21–25).
Все это слово может стать основанием вашей будущей жизни с Богом.
Теги: Евреям, Кровь Иисуса Христа, Освящение