Скиния Давидова

«Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее…» Деяния 15:16
...

Иов. Часть 1

Янв 08, 2018

   

Давайте прочитаем книгу Иова, 1-ю главу:

1 Был человек в земле Уц, имя его Иов;  и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.

2 И родились у него семь сыновей и три дочери.

3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги;  и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.

4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.

5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал [за ними] и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все [такие] дни (Иов. 1:1–5).

Здесь четко и понятно описывается ситуация: жил-был человек, непорочен, справедлив, богобоязнен, удалялся от зла. Казалось бы, что еще желать, правда? Но тут же рассказывается о том, какова была ситуация вокруг него, чтобы нам более четко увидеть, как и что происходило. Рассказывается о детях, о том, как они выросли, и каждый день у них был пир. Добра было навалом, всего было навалом.

И показано, что в этот момент происходило с сердцем Иова. От того что он был богобоязнен, он внимательно следил за тем, чтобы его дети были освящены, потому что мало ли что может произойти, лучше сделать это и это, молиться за них, сделать все для того, чтобы с детьми ничего не произошло.

Дальше идет картина того, что в этот момент параллельно происходит на небе. Мы живем здесь, на земле, растим детей, молимся за них, скотина бегает по двору, молоко дает, мясо, куры кудахчут, петухи орут – все прекрасно. Сыновья пиршествуют, дочери тоже вместе с ними. Иов молится, молится, молится, а в это время, оказывается, тоже что-то происходит.

6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.

Сыны Божьи – это ангелы. Не говорится хорошие или плохие. Между ними пришел и сатана, он тоже относится к их числу.

7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

Работа у него такая – ходить по земле.

8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;

11 Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?

12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей;  только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня (Иов. 1:6–12).

Кто первый начал разговор? Господь. Но он же не на пустом месте начал разговор, верно? Господь видит сердца, и Он видит внутренности и помышления. Он очень хорошо знал, что сейчас сатана Ему предложит. Тем не менее Господь первый начинает речь Свою. Что отвечает Ему сатана, из этого диалога видно.

Господь благословил и простер Свою руку над всем, что принадлежит Иову. Сатана говорит: «Ты отними руку-то от него. Мне очень хотелось прикоснуться к нему, но я не мог, рука там Твоя везде. Почему бы Тебе не убрать руку-то? Ты его благословил везде и всюду, поэтому он у Тебя такой праведный. Лишь только потому он все это делает – жертвы приносит – что Ты его благословил. И все у него прекрасно». Господь говорит: «Хорошо, сделай это».

У Бога уже был план, потому что Он видел не только сердце сатаны, но и сердце Иова. Пришло время руку убрать. Хорошо жить, когда рука Божья над нами: скотина пасется, молоко есть, хранилища наполнены, а мы сидим целыми днями и за детей молимся. Посмотрим, что же дальше.

13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.

Именно первородного.

14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит:

15 Волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча;  и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их;  и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча;  и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;

19 И вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли;  и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился

21 И сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял;  да будет имя Господне благословенно!

22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге (Иов. 1:13–22).

2-я глава:

Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа;  между ними пришел и сатана предстать пред Господа (Иов. 2:1).

Обратите внимание, сатана пришел, и пришли ангелы тоже поговорить с Богом, рассказать о чем-то. У каждого своя работа, ангелы Божьи трудятся, совершают свою работу. Но мы не знаем, о чем у них был разговор, мы знаем только то, что говорил сатана Господу.

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?.. (Иов. 2:2, 3)

Сатана не сказал ни слова, он ждал пока Сам Господь начнет его о чем-то спрашивать. Он не решил за Бога, что сейчас будет, и на вопрос «Откуда ты пришел?» он даст конкретный ответ: «Я ходил по земле и обошел ее». Как происходит обычно у нас: задается вопрос, а в ответ вся информация, все, что человек, который отвечает на вопрос, думает о том, что нужно сказать задающему вопрос, додумывая за него. Господь все время говорит: «Я задаю тебе конкретный вопрос, дай мне конкретный ответ», потому что так у Бога принято. Человек додумывает очень-очень много, не понимая и не зная того, что существует в Царстве Божьем, Царстве Отца. Здесь об этом ведь совершенно четко написано, вопрос только в том, видишь ты или не видишь, открыты твои глаза или закрыты.

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла…

Господь добавляет здесь, Он еще кое-что уже узнал. Потому что Иов когда-то был испытан в том, что Он называл. И Он следующее испытание называет, еще дает ему награды и говорит:

…и доселе тверд в своей непорочности;  а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно (Иов. 2:3).

В нашей жизни так происходит. Ничто без ведома Небесного Отца не случается у нас, ничто не происходит без Его ведома. Нельзя думать так, что Бог ничего не видит, что Он отвернулся и не знает вообще, что с нами происходит, поэтому мы сейчас сами будем решать наши проблемы, ведь Бог далеко, Он занимается Своими делами. Это неправда, это ложь, в которую вы верите, если вы ведете себя подобным образом, если не дожидаетесь от Него ответа, не ждете от Него помощи, но в своей гордости пытаетесь сами решать все свои проблемы, не зная и не понимая вообще, куда вы идете, потому что мы все идем, и если не спрашивать Его, куда идти, то можно прийти во множество всяких проблем.

И отвечал сатана Господу и сказал…

У него снова аргументы есть. О, как хорошо он знает человека, ох, как хорошо он его знает, казалось бы.

…кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него  (Иов. 2:4).

Сатана хорошо знает, как человек желает сохранить свою жизнь, как боится потерять ее. Он знает, от кого идут идеи по этому поводу, от него же самого и идут. И как человек это хорошо принимает.

Но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя?

И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги (Иов. 2:5, 6).

Вся власть у Небесного Отца. Не мог сатана подойти к Иову, не мог ничего сделать, пока ему это не было позволено Всемогущим Творцом. Ничто в нашей жизни не происходит без Его ведома. Он знает. «Знаю дела твои». Ничто не сокрыто от Него: «Я знаю, когда ты встаешь, когда ты ложишься, Я знаю о тебе все». И никто не может даже позволять себе думать о том, что Господь не в курсе, что сейчас с вами происходит. Мало того, Господь допускает это испытание, позволяет к нам прикоснуться. А вот почему – узнаете позже.

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.

И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел.

И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри (Иов. 2:7–9).

Кто подошел к Иову в жене? Конечно, сатана. В трудные времена сразу же становится понятно, кто ты и кто рядом с тобой находится. И в этой ситуации пока еще видно, что только Иов сохраняет мужество и свою верность Богу, сохраняет страх Божий в себе. Потому что обычно, когда человеку трудно, он хочет с собой покончить. Жена это ему и предлагает: «Скажи Богу все, что ты о Нем думаешь, и умертви себя, умри и покончи с собой». Она смотрела на эту ситуацию своим собственным взглядом и дала совет, который на то время был для нее более приемлем. Она бы сама не выдержала этого, потому что не жила так, как жил Иов. Обычно всё, что могут сделать люди, когда приходят трудности, – это просто покончить с собой. Ну сложилась такая ситуация трудная, всё – похули Бога и умри, и вся проблема решится, терпеть не обязательно.

Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими (Иов. 2:10).

Он сообщает свою платформу, то, на чем он будет продолжать стоять упорно. Только представьте себе, что с ним произошло. Проказа – это когда кожа отшелушивается, отваливается от человека, она становится мертвой. Это постоянный процесс, все бесконечно чешется, везде – голова, подошвы ног… Написано было, что он был поражен весь проказой, от макушки головы до кончиков пальцев ног. Ни сидеть, ни стоять, ни спать, ни есть, ни пить. Ему было тяжело, черепок в руки – и чесать себя, потому что, видимо, он не мог даже руками почесать всё это. И когда такое происходит с телом, черви, мухи тут как тут, начинают поедать плоть.

Никто не подходит к такому человеку, он никому не нужен. Все только могут ходить и удивляться: как же так, был он таким великим, таким могущественным человеком, и вдруг такое произошло с ним. И сразу же начинают возникать мысли: «Это Бог его так? Он согрешил или не согрешил? Что-то ж такое он сделал?»

Вся книга Иова рассказывает о том, что наша жизнь видится нам только на поверхности, что человек не видит самой сути, глубины того, что может видеть Господь, и какие выводы человек может сделать из того, что видят его глаза.

И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его (Иов. 2:11).

Пришли утешители, друзья. Они были друзьями всегда. Наступило трудное время, и они решили навестить Иова. Пришли с конкретной целью: посетовать с ним, посочувствовать и утешить его.

И подняв глаза свои издали, они не узнали его;  и возвысили голос свой и зарыдали;  и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.

И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей;  и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов. 2:12, 13).

Сначала сидели они семь дней, сидели и страдали. И тяжело было Иову. Может быть, друзьям было бы хорошо и дальше так продолжить, но сатана же не оставлял Иова. И ситуация была таковой, что все, что лежало на дне сердец Иова, его друзей и его жены – всех тех людей, которые знали этого человека, всё поднялось на поверхность. Все глубоко спрятанные внутренние проблемы поднялись на поверхность. Обнажилось и обличилось абсолютно всё.

В этот момент открываются глаза и становится видно то, что человек не видел раньше, потому что кого-то благополучие может ослепить: он живет и не знает, что на самом деле он слаб, нищ и наг. Он имеет, казалось бы, всё. Но рука Божья над ним, и если он принадлежит Богу, его постигнет испытание, потому что Господь видит наши сердца, видит сердце каждого. И обязательно будет ситуация, в которой наша проблема будет поднята на поверхность для того, чтобы нам от нее освободиться навсегда. Иов это знал.

Я думаю, что потеря богатства для него и не стоила такого горя, это дело наживное. Земли у него всё равно никто не отнял, они остались у него, и еще можно было на них построить что-то. Но дети, родные дети, так много детей погибло сразу. Никого из них не осталось. Жена сетует: «Это что ж такое…» Она же тоже в горе, тоже в печали. Она же рожала этих детей. И она не пришла утешать его. У нее совсем другое мнение было по поводу того, что произошло. Она конкретно сказала: «Похули Бога, и умри, и покончи с собой». Возможно, она собиралась сама это сделать, а может быть, уже сделала, только еще не умерла. И ей было трудно на это смотреть, у нее было свое отношение к трудностям, которые возникли перед ней.

Иов начинает сетовать, потому что одновременно внутреннюю боль и физическую боль человеку трудно выносить. Я это очень хорошо знаю, когда боль настолько сильна, что не можешь даже выдержать ее внутри, когда нет силы терпеть эту боль, когда льются слезы и человек начинает стонать от боли. Ему даже трудно соображать, боль затмевает всё. Остается только сетовать, стонать и ныть, и хочется найти помощь, а ее нет. И не знаешь, слышит Бог тебя или не слышит, поможет тебе – не поможет. И не имеет значения, верующий ты или неверующий. В такие трудные времена даже те, кто не верит, и те начинают взывать к Богу. И слышно: «Господи, помоги мне».

Вот Иов сетует, сетует и страдает. И начинает открывать свое сердце, из сердца начинает выливаться всё то, что было в нем. Начинает все обнажаться.

И он говорит:

Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня;  и чего я боялся, то и пришло ко мне.

Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье (Иов. 3:25, 26).

Все его действия говорили о том, как сильно он боялся потерять детей. За себя он был спокоен. Он знал о себе, что непорочен, он так в дальнейшем и скажет: «Я непорочен, я делаю всё, я праведен, богобоязнен, удаляюсь от зла… Но я не знаю, что там происходит с моими детьми, они пируют. Мало ли, может что-то сказали, Бога похулили…» Надо скорее освятить, надо что-то сделать, подстелить соломки, помочь своим детям, чтобы Господь их не убил. Видел ли это Господь? Безусловно.

А у сатаны своя работа. Он хочет всех нас уничтожить, всю землю, чтобы все пошли в ад. Но Господь всегда видит сердца Своих детей. И Иов тут признается: «То, чего я ужасался, то и постигло меня, чего боялся, то со мной и приключилось». Боялся за детей, и беда с ними произошла.

И начинается. Друзья начинают показывать свое понимание того, что происходит с Иовом. Они уже забыли о том, что они с ним плакали, уже забыли, что молчали, понимая, насколько трудно ему. Их прорвало. И друзья начали предполагать, высказывать свое мнение о причинах происходящего. Иов отвечал им, и, что самое интересное, Господь все это слушал. Смотрел в сердце каждого и слушал, что каждый говорит. В этот момент каждый согрешал. И Иов согрешал, ведь он же считал себя непорочным. И слова, которые говорил Господь, – это то, что говорил сам Иов о себе, что он непорочен, удаляется от зла, совершает это, и это, и это делает.

Иову было тяжко, друзья уже достали его своими предположениями, они продолжали высказываться по поводу того, как поступит Бог, а как Он не поступит. И каждый из них имел свое мнение, знал, как Бог поступит. И они прекрасно понимали, что все это произошло с Иовом только потому, что Бог так захотел, Он так решил, и Он наказывает его за определенные грехи.

Иов поступал как лицемер, делая вид, что он праведный, но Бог знал все его тайны, грехи и согрешения. Он отвечал друзьям: «Да вы что, ребята, все не так, я праведен. Пусть Он предстанет передо мною, пусть попробует судить меня. Я Ему отвечу, я могу оправдаться, я знаю, что я непорочен. Я все совершал, я чист перед законом, все нормально». И каждое его слово в свою защиту все больше возбуждало в его друзьях желание пооткровенничать. Один это говорит, другой говорит то, и начинается перепалка.

И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак?

Облака – завеса Его… (Иов. 22:13, 14).

Каждый начинает выдвигать свою собственную версию о Творце.

1 И отвечал Иов и сказал:

2 Еще и ныне горька речь моя: страдания мои тяжелее стонов моих.

3 О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его!

4 Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями;

5 Узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне.

6 Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня (Иов. 23:1–6).

Из этих слов мы видим, что Иов плохо знал своего Бога. Он говорил, что он боялся, и чего он боялся, то с ним и приключилось. А сейчас он уверен, что хорошо понимает и знает своего Бога. На основании всего этого Иов давал Богу то, что он давал. Он знал, что Ему надо просто дать это и это, и Бог будет вполне доволен. Лишь бы Он только обратил внимание на него. И Господь обратил внимание. Как часто мы говорим, что Бог не видит, что с нами происходит: «Бог не знает, что со мной происходит, сейчас я пойду и буду молиться: „Господи, помоги, Господи, помоги, посмотри, как мне тяжело. Со мной происходит это и это, и это не так, и то не так. Что со мною не так, Господи?”»

Он говорит:

7 Тогда праведник мог бы состязаться с Ним, – и я навсегда получил бы свободу от Судии моего.

Он же праведник. «Я бы мог бы оправдаться. Я получил бы свободу. Где Бог? Он просто не знает. Вот если бы только подойти мне к престолу».

8 Но вот, я иду вперед – и нет Его, назад – и не нахожу Его;

9 Делает ли Он что на левой стороне, я не вижу;  скрывается ли на правой, не усматриваю.

10 Но Он знает путь мой;  пусть испытает меня, – выйду, как золото.

«Непорочен я, за что меня так, ребята, вы что мне тут говорите, нет во мне никакого греха, я чист, свят и праведен и постоянно отдаляюсь от зла».

11 Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся.

12 От заповеди уст Его не отступал;  глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила.

13 Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его.

14 Так, Он выполнит положенное мне, и подобного этому много у Него.

15 Поэтому я трепещу пред лицом Его;  размышляю – и страшусь Его.

16 Бог расслабил сердце мое, и Вседержитель устрашил меня.

17 Зачем я не уничтожен прежде этой тьмы, и Он не сокрыл мрака от лица моего! (Иов. 23:7–17)

Иов испугался ситуации лишь только потому, что не очень хорошо знал своего Отца. Пришло время, когда Господь, видя сердце Иова, пожелал его действительно очистить. И Он пожелал быть ближе к нему. Сердце Божье расположилось к Иову. Но проблема вся в том, что Иов считал себя очень праведным человеком. Он не знал, что в его сердце есть проблемы, которых он не видит, не замечает, потому что перед ним был закон, и он был чист перед законом.

Но были еще более тонкие моменты, которые его затрагивали: это его окружение, его дети. Ему хотелось, чтобы они тоже были непорочны. Оказывается, у него были слабые места, как и у всех нас. Оказывается, есть слабое место, через которое может приходить грех. Страхи пришли из-за детей, из-за того образа жизни, который они вели. Дети занимались своими делами, они пировали и гуляли денно и нощно. Они веселились. Откуда деньги? Папа заработал. Они не на свои заработанные деньги гуляли. И он, видя это, не соглашался с тем, что происходило с детьми. Он решил своими собственными путями их очищать перед Богом, потому что очень сильно боялся за своих детей, зная, что они не идут за Богом. Но он боялся и Бога, в нем явно присутствовал страх Божий. И, видя, что в детях этого нет, он делал всё возможное для того, чтобы их хоть как-то спасти. Естественно, посредством  своих собственных представлений, как это должно быть. Он считал, что Богу это должно понравиться.

Когда Господь говорил с сатаной, Он говорил об Иове, о том, насколько он непорочен. Он не сказал: «Обрати внимание, как он хорошо сохраняет своих детей, какие они все непорочные». О детях вообще не было ни слова сказано. Речь шла всегда только о самом Иове.

Дальше снова начинаются разговоры. Иов одно сказал, друзья ему тут же ответили другое. Что же произошло с Иовом? Он не похулил Бога. Но с ним нечто все равно произошло. Почему возникает эта ситуация?

И 19-я глава:

1 И отвечал Иов и сказал:

2 Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами?

3 Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня.

4 Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается.

5 Если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим,

6 То знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью.

7 Вот, я кричу: обида! – и никто не слушает;  вопию, и нет суда.

Когда человек сталкивается с трудными ситуациями, у него происходит непонимание, внутри возникает конфликт между его собственным пониманием о Боге, что Бог должен делать, и тем, что является истиной, что Бог делает на самом деле. Почему человек обижается на Бога? Потому что он уверен, что Бог должен поступить вот так, а не так. И именно это с Иовом и произошло.

8 Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму.

9 Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей.

10 Кругом разорил меня, и я отхожу;  и, как дерево, Он исторг надежду мою.

11 Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими (Иов. 19:1–11).

Разве Господь так сказал? Вы помните, как Он хвалил перед сатаной Иова? Разве Господь гневался на Него? Не гневался. Гнев Божий приходит на нечестие, на беззаконие. Разве Иов погряз в грехе, что гневается Господь? Разве мы видели гнев? Нет. Мы видели, как Господь хвастался буквально перед сатаной: «Посмотри, какой у Меня сын, раб Мой, посмотри на Моего раба – непорочен, чист, свят». Он был доволен Иовом, зная, что только есть некоторые проблемы, которые Господь вскроет, весь мир поможет в этом ему. Господь использует всё для того, чтобы явить Иову то, что является истиной.

   
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ваш комментарий появится на сайте после проверки.
Архив