Критика разрушает

Критика разрушает

Как вы считаете, критика – это созидательный инструмент в чьих-то руках или разрушительный? Что, казалось бы, плохого в том, если тебе сказали: «Ты вот это делаешь плохо, делай хорошо. А вот здесь у тебя проблема и здесь – проблема»? Тебе показывают на проблемы и говорят: «Изменись, в конце концов, делай по-другому». Ты, конечно же, берешься за ум, начинаешь меняться, и сразу все становится прекрасным…

Первое, что я скажу: критики самой по себе в Царстве Божьем не существует вообще. Ее там нет, не было и быть не может. Критика – это оружие, которое враг использует против человека. Она является жительницей этого мира, потому что мир живет без Бога. Критика заменяет обличение Божье, и без Бога этот суррогат становится обычным оружием в руках человека, направленным против другого. И поэтому критика – это всегда разрушение, и никогда – созидание.

Я раскрою этого врага со всех сторон, мы посмотрим, как он действует и почему. Итак, начнем издалека. Маленький ребенок воспитывается родителями. И чтобы он что-то делал, родители используют против него такое оружие, как критика. Кто-то скажет: «Ну что же здесь плохого, если ребенку указывают на его недостатки, если ему говорят, как ему лучше сделать?» Что тут плохого, если к нему пришли и сказали: «Что же ты в комнате-то своей никогда не убираешь? Ты плохо поступаешь, надо убирать комнату. Давай-ка убирай». Это критика, потому что Господь говорит иначе. Он родителям говорит: «Тебе будет хорошо изменить нечто в своей жизни, чтобы ребенок, который будет смотреть на тебя, мог повторить то, что делаешь ты. Обрати внимание, что твой ребенок не убирает у себя в комнате, потому что ты делал неправильные вещи в отношении этого ребенка, поэтому покайся в этом. Тебе нужно изменить вот это, это и вот это в своей жизни. И тогда твой сын (твоя дочь) начнет по-другому на это смотреть».

Критика исходит от человека, который никогда не видит в себе проблем. Он считает, что имеет власть указывать на недостатки других людей, не давая им ни помощи, ничего. Критика никогда не стоит на любви, она никак не может стоять на любви, потому что тогда это говорил бы Господь, а Он нас не критикует, Он всегда показывает выход из любого положения. У Него всегда есть решение, Он не наносит удары, не критикует и не говорит, что ты такой-сякой, не называет нас лентяями, дураками или тупыми. Никогда Он так не говорит.

Но люди всегда хотят, чтобы те, кто живет рядом с ними, жили по их законам, и используют для этой цели убийственную критику. Это оружие, которое убивает личность, убивает человека. Критикующий человек требует, чтобы люди вокруг него жили по тем законам и условиям, которые для него приемлемы, чтобы все вокруг стали ему удобны. И таким образом он начинает обтесывать тех, кто рядом с ним. Неважно даже, дети это или взрослые. Иногда супруги так поступают друг с другом: критикуя, пытаются поставить человека на такой путь, чтобы сделать его удобным. И основано это, конечно, на осуждении.

Критика основана на тех принципах, которые мы очень хорошо знаем: осуждение, ненависть – в этом нет любви и никогда не будет. Многие родители думают, что, критикуя своего ребенка, они исправляют его. Родитель сам считает, что хорошо, а что плохо, он исправляет на основании плодов с дерева познания добра и зла, на основании своего собственного понимания добра; он хочет сделать из ребенка такого человека, какого он сам себе представляет. Порой родители начинают воспитывать своих детей и требовать от них то, чего они сами в своей жизни не достигли. У них что-то не получилось, и они начинают давить на своих детей, чтобы у них это обязательно было, восполняя свою внутреннюю проблему: «Если не я, то хотя бы мои дети». Они думают о том, что таким образом любят своих детей.

Но суть в том, что дети воспитываются, глядя на своих родителей, когда, находясь очень близко к своим родителям, они видят то, что те делают. Таким образом дети постоянно учатся. Вот как ученики ходили за Иисусом и всегда были рядом с Ним, точно так же и дети видят, что делают родители, забирают это и делают то же самое. Иисус сказал: «Я вижу, что делает Отец Мой, и Я это делаю» – это единственный верный принцип воспитания, когда у детей есть возможность видеть, что делают родители.

Безусловно, это хорошо – брать своего сына или дочь туда, куда идут родители, чтобы ребенок всегда был рядом. И хорошо, когда родители понимают эту истину, потому что это заложено Богом в каждого человека. Каждый ребенок впитывает в себя все, что он видит в своих родителях. Если вы орете, дети тоже будут орать; если вы ругаетесь, дети будут с вами ругаться; если вы ленитесь, дети тоже будут лениться. Они все будут повторять за вами. Таким образом это все и передается по наследству.

Критикующий человек всегда должен знать, особенно если это родитель, критикующий своего ребенка, что он критикует его за то, что есть в нем. Он видит в другом человеке, в своем ребенке, свои собственные нерешенные проблемы и боль, ему тяжело это видеть, и он начинает критиковать.

Что такое критика? Это обвинение и требование, и все ради того, чтобы внутренняя боль больше не давала о себе знать. Если у человека есть внутренняя боль из-за какой-то проблемы и он эту проблему в ком-то увидел, особенно если это его ребенок, он начинает его долбить, чтобы все изменилось и ему больше не видеть этого. Он пытается решить свою внутреннюю проблему, потому что знает ее и не хочет, чтобы она была у ребенка. Человек думает, что таким образом он проявляет любовь. На самом деле он начинает разрушать ребенка, требуя от него, чтобы тот изменился, хотя прошло сорок или пятьдесят лет, а он сам до сих пор не знает, как из этого выбраться, но предъявляет претензию маленькому ребенку. Выдвигается мощное требование, чтобы ребенок имел то, чего родитель в себе не имеет. У него не вышло, но он требует, чтобы ребенок обязательно изменился, продемонстрировал ему это решение.

Дети иногда уверены, что если родители критикуют, значит, с родителями все в порядке. У многих людей, когда они вырастают, остается такая тенденция: если меня кто-то критикует, значит, с этим человеком все в порядке, а со мной – беда. И люди не знают, как реагировать на эту критику, чувствуют себя слабыми перед ней. Они не знают, что ответить на это, потому что существует ложь, что критикующий человек какой-то великий, он все знает и имеет право тебя критиковать, высказывать тебе какие-то претензии, требовать от тебя изменений, потому что он велик и у него таких проблем нет, а у тебя есть.

Никому не позволяйте себя критиковать, потому что если человек не дает вам выхода, он вас критикует и разрушает. И человек этот имеет в себе точно такие же проблемы: если бы этих проблем в нем самом не было, он бы никогда вам не указал на них. А если указывает, значит, это его собственная боль, которая в нем есть, но он не может с нею разобраться. Он пытается ее в вас зацепить и даже посмотреть, получится ли у вас что-то изменить, но человек этот на самом деле ненавидит эту проблему в себе и по этой причине критикует своих детей, других людей. Такая царская позиция. Но не Господь ставил этого царя, не имеет права человек так действовать в жизни других людей, даже в жизни своих детей. Каждый родитель будет давать свой отчет за то, как воспитывались его дети. Мы за всю свою жизнь будем давать отчет и за это, безусловно, тоже.

Созидать – это, прежде всего, понимать, какую жизнь Господь предлагает нам. Я уже сказала о том, что самое лучшее воспитание – учить детей на собственном примере. Вы можете говорить им все что угодно – они слова не воспримут. Дети нравоучения не воспринимают – так их создал Господь. Но когда они смотрят на своих родителей и видят, что те делают, для них это самое лучшее воспитание, они это съедают. Если  ребенок, например, видит, что его родитель говорит и его слово не расходится с делом, он это забирает себе.

Детям бывает очень трудно слушать нравоучения, они не приспособлены к этому. Пока дети маленькие, они могут смотреть и повторять – учиться. Они повторюши. А слова они не понимают, не воспринимают. Им можно целые лекции читать – они не услышат. Особенно если они будут видеть, что родители говорят одно, а делают другое. Тогда дети перестают их слушаться и перестают им верить.

Вы можете детям вообще ничего не говорить, а просто показывать своим примером – для них это будет лучше, чем чтение нотаций. Конечно, говорить детям нужно, но стоит только всегда смотреть за своей жизнью: можешь ли ты сказать это слово ребенку, нет ли разницы между твоими поступками и словами? Иначе это будут пустые слова, и дети их просто не воспримут. И не только дети, но и люди, которые будут жить с таким человеком рядом.

Критикующий человек – это одинокий человек. Даже если он живет в семье, он все равно один, от него отгораживаются. И обычно такие люди критику в свой адрес не воспринимают, они настолько привыкают критиковать, что чувствуют себя очень правильными, там самоправедность расцветает. Эти люди уверены, что могут учить других людей, как им жить, как им поступать, как им действовать. И, как результат, они становятся одинокими, потому что не замечают, что ставят себя уже наравне с Богом. Не всем нравятся идолы, вы знаете? Идола могут скинуть, сбросить… И очень часто бывает так, что критикующие люди сначала вроде бы сильны, а когда слабеют в старости, их никто не уважает, и как только увидят их слабость – сразу затопчут.

Я очень часто встречала такие ситуации, когда менялись ролями. Сначала, например, мать была властной и критиковала своих детей. Пока она была сильна, дети чувствовали себя слабыми, молодыми, а она царствовала. Потом мать начинала стареть, а дети мужали, становились взрослыми, умнели, и их роли менялись: мама становилась дочерью, а дочь становилась мамой. Была обратная картина – вот что удивительно для меня было.

Я всегда была наблюдательной и продолжаю такой оставаться, мне интересна человеческая жизнь как альфа и омега. Когда я видела, что в жизни человека происходили определенные обстоятельства, я смотрела на его поступки и могла ждать десятилетиями, чтобы посмотреть, чем это закончится. Человек посеял – и что он потом пожал? Я смотрю, что сеют люди и что они потом пожинают, потому что меня так учил Господь.

Я увидела такую тенденцию: когда властный, критикующий человек физически слабеет, становится слабым, он перестает критиковать, но вырастают мстители, вырастают дети, и они начинают мстить своим слабым родителям. Начинают критиковать, порой могут даже избить, я такие случаи знаю. Вплоть до того, что родители еще в здравом рассудке, но ничего не могут поделать. И это очень сильный удар по гордыне. Они понимают, что стали теперь зависимыми от своих выросших детей, которых когда-то беспощадно критиковали. Часто дети начинают мстить своим родителям, критикуя их слабость, не воспринимая ее, как когда-то родители не воспринимали слабости своих детей.

Можно ли вообще критиковать ребенка, маленького ребенка? Можно ли наказывать трех-, четырех-, пятилетнего ребенка? Можно ли его бить?

Маленькие дети имеют свое понимание жизни, свой взгляд на жизнь, отличный от родительского, отличный от взгляда взрослого человека. И многое у них остается в памяти не так, как у взрослых. Часто родители не понимают, что ребенок на одну и ту же ситуацию смотрит, в отличие от них, совсем по-другому. Маленькие дети не понимают, за что их наказывают. Часто родители даже не объясняют им ничего, действуя на эмоциях. Вскипает злоба, и ребенок уже в углу.

Я думаю, что многие из вас спрашивали затем: «Ну что, ты понял?» И уверена, что вы слышали, что он вообще не понял, почему он стоит в углу, им непонятно. И в памяти у ребенка запечатлится только жестокость матери или отца. Потом многие из них вырастают, и между родителями и детьми возникает буквально пропасть. Такие родители очень часто остаются в старости одинокими, никому не нужными, если только дети, конечно, не отдают свои жизни Богу, не проходят путь прощения и милости по отношению к своим родителям. Но в любом случае, что родители посеют, то однажды и пожнут. Если они относились к своим немощным детям жестоко, они должны знать, что посеянная жестокость будет пожата, и именно в тот момент, когда они станут слабыми. Нам очень важно понимать, что мы сеем в жизни своих детей, потому что однажды мы это пожнем. Критика не даст ничего, кроме дурных семян и, соответственно, дурных плодов.

Когда Господь сказал в Своем Слове, чтобы родители не раздражали детей, это как раз относится к тому, о чем сказано выше. Не раздражайте – не соседа, не своих родителей, не бабушку с дедушкой не раздражайте – а родителям важно не раздражать своих детей. У ребенка еще не сформирована психика, нервная система, он не сформирован как личность, и родители могут все это погубить. Критика – это одно из орудий, которое губит личность. Это закладывающаяся маленькая жизнь, растущая душа, которая формируется, в ней формируются эмоции, чувства – душа растет. Она из глупой становится мудрее, если учится мудрости, либо она просто приспосабливается, ранится, страдает.

Если ударить маленького ребенка, ему это будет непонятно. В любом случае родители всегда это делают исключительно по злобе, в раздражении, тогда, когда плохое настроение, когда не устраивает то, что ребенок делает сейчас на твоих глазах. Жена поругалась с мужем, а ребенок в этот момент: «Мам, мам…» – и тут же получает. «Отстань, отвали!» – и хлоп-хлоп-хлоп по заднице. Ребенок не понял, что вообще произошло, за что его избили, ему непонятно, почему мама бьет его. И он сам себе не объяснит: «Ты знаешь, просто мама поссорилась с папой, и она в сердцах тебе надавала по попе. Она на папу разозлилась, а ты попался под горячую руку».

Вот, к примеру, маленький ребенок, которому говорят: «Убери свои игрушки», а он не хочет убрать. В этот момент он слышит в свой адрес: «Ну ты лентяй». Ребенок даже не понимает значение этого слова, но уже получил клеймо. А как сделать так, чтобы он не был лентяем или лентяйкой? Дети не могут быть лентяями. Чтобы ребенок что-то делал, его нужно научить. А как он учится? Он смотрит. Ну как можно ребенка нам, родителям, обзывать или что-то требовать от него, если мы ему ничего не дали? Если мы в них не посеяли, если они не научены? Мы не имеем права требовать. А если требуем, мы грешим против своих детей и против Бога, мы их разрушаем в этот момент.

Лучше не говорить ребенку: «Так, сейчас ты будешь мыть полы. Делается это так, так и вот так». Ребенок сам, девочка, например, видя, как мама убирает, хватает и начинает то же самое делать. Хорошая мама потерпит и даст дочери возможность все-все убрать и потом скажет: «Какая ты у меня умница, ты помогла маме. Я так рада, какая ты молодец, как мне было приятно смотреть на то, как ты это делаешь. Спасибо тебе, доченька, маме было так хорошо, и я меньше устала. И посмотри, я улыбаюсь, потому что ты помогла мне».

Я думаю, что многим знакома ситуация, когда родители в нетерпении требуют от детей совершенства, которого они сами не могут дать. Но критикуют и требуют этого совершенства от своих детей или других людей, которые живут рядом с ними, при этом сами являются Мистером или Миссис Несовершенство. Вы понимаете, какой это грех и против людей, и против Бога, какая гордыня за этим стоит? И в тот же самый момент сколько здесь ран, потому что ведь это, скажем так, чудовище, которое выросло, тоже ведь когда-то было маленьким ребенком и переняло все от своих родителей. И так из поколения в поколение все передается: одна неумеха сделала из своего ребенка другого неумеху, а тот вырос и сделал своих детей неумехами, критикуя их и осуждая. И вот так, из поколения в поколение, идет этот наследственный дух.

Дети рождаются совершенными, а родители начинают их портить. Если бы они понимали, что в детей Господь заложил трудолюбие… В них уже все заложено. Но родителям важно помнить о наследственности. Я говорю о родителях, которые во Христе живут, потому что ваши дети рождаются прекрасными, но вам важно помнить, что они рождаются с вашей наследственностью. Пока они маленькие, вы можете это победить, если сами уже свободны. Конечно же, если лень уже вошла в род, она обязательно захочет овладеть жизнью маленького ребенка и будет делать для этого все возможное. И родители могут усугублять это, не давая ребенку научиться и показать себя, не хваля его, не поощряя к труду.

Я бы советовала не требовать: «Иди и убирай игрушки». Самый лучший урок – это взять и собрать самим, пока ребенок еще маленький, сделать уборку игрой и пригласить своего малыша. Безусловно, тут нужно терпение, без него никак не получится. Но если в человеке есть любовь, если есть желание вырастить самодостаточную личность, придется проявить терпение, это не так просто.

Ребенок рождается не для того, чтобы нам прислуживать. Это не рожденная для нас игрушка. Это не объект, который будет нас безмерно любить, а мы будем сидеть на троне и наслаждаться этой любовью. Дети рождаются не для этого. Рождается личность, которую нам надо вырастить, укрепить и позволить ей познать Бога, потому что каждый из нас, кто рожден, имеет шанс познать Господа Иисуса Христа. Это самая главная цель в жизни. Нам всем дан шанс быть в вечности с Ним, мы для этого и рождены. Точно так же и наши дети рождены для того, чтобы у них был шанс познать Господа Иисуса Христа.

Дети – это не наши рабы, не наша прислуга, потому что из многих детей родители делают себе именно слуг, которые пашут, работают, чтобы родителей оградить от труда. Я такие случаи встречала. Это разрушенные личности, которые потом начинают мстить своим слабым старикам-родителям. И были такие случаи, когда дети убивали своих родителей в порыве злобы и мести. И потом я слышала, как дети, которые убили, допустим, свою мать, говорили: «А вы знаете, какая она была, что она с нами делала?» Это не оправдывает перед законом, но человек хотя бы в собственных глазах имеет такое оправдание. И у него совесть молчит, потому что он жаждал отмщения, и вот оно случилось.

Человека, который критикует других людей, не любят и не полюбят, потому что он, критикуя другого, не несет жизни. Когда Господь обличает через человека, сердце не закрывается, а открывается. Господь знает, как коснуться сердца для того, чтобы оно могло благодарно откликнуться и принять выход, потому что когда обличает Бог, Он всегда показывает выход. Слово «обличение» можно опустить и сказать: «Господь дает мне выход».

Безусловно, при обличении будут названы некоторые проблемы, но это не ранит. Тебе не скажут, что ты такой, сякой, разэтакий, пошел вон отсюда, ты мне не нравишься. Наоборот: «Сын, дорогой, у тебя есть такая проблема и из нее есть выход. Хотел бы ты стать другим человеком, измениться?» Если человек скажет: «Да, Господь, я хочу, мне не нравится быть таким человеком», вот тебе выход: «Исповедуй это как грех передо Мною, и ты будешь чист, истина тебя освободит, ты будешь свободен».

Но когда приходит истина, сначала хорошо увидеть образ того, что ты можешь получить. В тот момент, когда ты это увидишь, тебе захочется это взять. Вот так Господь приходит с обличением. Он показывает, какой может быть выход, какой может быть путь, и человек, посмотрев на этот путь, скажет: «Я хочу достигнуть этого». Тогда Господь скажет: «Хорошо, Я дам тебе, Я покажу тебе этот путь».

Критика никогда не может быть конструктивной. Конечно, человек, которого критикуют, может измениться на короткое время усилием своей воли. Он из-за страха может даже делать так, как ему скажут, потому что через страх можно управлять человеком. Поэтому у критикующего человека будут такие «помощники», как, например, страх перед наказанием, угроза наказания. И человек пытается протиснуться в эти коридоры, чтобы сделать то, что от него требуется. Не всегда получается, поэтому люди учатся лицемерить, лгать, выкручиваться, дети начинают врать. Но проблема не в детях. Родители поставили ребенка в такую ситуацию, что ему приходится врать. И он уже слышит: «Ты врун. Ах, ты врешь!» – и наказание. А родители не врут. Они никогда не врали. Они считают, что они могут взять камень и бросить в своего ребенка. А ребенок враньем защищается для того, чтобы выжить, потому что критика для маленьких детей убийственна. Им настолько тяжело ее выдерживать, что они, не зная, как выкрутиться, не зная, как защититься от своих родителей, начинают просто врать и обманывать, чтобы сохранить себе жизнь, потому что то, что происходит внутри у малыша, отличается от того, что происходит внутри их родителей. Когда детям ничего не объясняют, они сами пытаются найти выходы. Маленькие дети слабые, поэтому страх в них входит быстрее, чем во взрослых, и они не знают, как с этим справиться.

Очень часто маленькие дети буквально напичканы страхом, они плохо спят, им снятся кошмары, и не из-за того, что они сказок наслушались, а из-за того, что родители для них становятся страшными. То, каким образом напугали их родители, выражается в ночных кошмарах и страхах. Слишком большая требовательность к своим детям выражается ночными кошмарами. Им страшно спать по той простой причине, что в них идет внутренняя битва, с которой они не могут справиться. И они не выдерживают, начинают врать, начинают плохо спать, раздражаются, потому что все это их раздражает. Их несформировавшаяся личность не выдерживает, и вырастают моральные уроды: плохие люди, жестокие, жесткие. Вырастают те же самые критиканы – все передалось по наследству.

У родителей есть власть приказать детям, напугать и запугать. Что такое маленький ребенок в сравнении со взрослым, большим дядей или тетей? Скрутить ребенка можно очень быстро, можно явить ему  свою мощь и силу. Но когда ребенку все время демонстрируется сила и при этом говорится, что я сильнее тебя, поэтому ты будешь меня слушаться и бояться, никуда ты не дернешься, – ломается личность. И часто личность ломается до такой степени, что вырастают молчуны, уходящие в себя глубоко-глубоко, которые сами себя посадили в тюрьму, позволяя себя связывать.

Критикуя своих детей, родители связывают и связывают их, придавая им все большую неуверенность в своих силах и возможностях. Вырастает погибающая личность, не способная ни жить, ни общаться с другими людьми, не способная создать нормальную семью, нормальные отношения. А если рождаются у нее дети, она начинает губить их точно так же, как губили ее.

Поэтому критика никогда не может быть от Бога – ни конструктивная, ни в кружевах, ни в оборочках, ни в красивой упаковке, ни в сахаре, ни соленая, ни сладкая – никакая. Так живет мир: критика там используется как замена Божьего обличения. Но Господь за ней не стоит, и критика становится оружием, убивающим человека, убивающим личность, а убивать эту личность начинают с раннего детства.

Если ребенок не убирает комнату, оставьте его. Очень хорошо в этот момент родителям не критиковать и не требовать от него ничего, а пойти и самим покаяться в том, что ребенок не видел, как это делается, что ребенку не давали возможности помочь, что его били по рукам. В тот момент, когда Богом было запланировано обучение этого ребенка, родители его не обучали, ведь Господь, создавая человека, дает ему время на обучение. Дети рождаются учениками, которых важно научить. А учеба только одна, и Иисус показал это: «Я делаю то, что делает Мой Отец». Точно так же и дети: «Я делаю то, что делают мои родители». Как они с этим справятся? И, безусловно, воспитывать детей без водительства Божьего очень опасно: ничего хорошего из этого не выйдет. Только под водительством Божьим, в мудрости Божьей можно воспитать ту личность, которая способна и дальше пойти за Христом, самодостаточную личность, раскрытую в своих талантах, дарах, во всем, что Господь вложил в нее.

Родителям очень важно покаяться в том, как они относятся к своим детям, какие имена имеют их дети: бездельники ли, лентяи ли, уроды, тупицы, идиоты, свиньи…

Если ты когда-то критиковал человека, тебе очень важно покаяться в этом. И пока не смотри на то, что тебя критиковали, разберись сначала с собой. Хорошо, когда ты признаешься, что ты тот человек, который критиковал и критикует всех. Важно исповедать и сказать Господу свое понимание, которое ты получил, прочитав это слово. Сказать, что ты пытаешься царствовать и пытаешься стать богом в жизни людей, не давая им исцелиться, признать, что ты, критикуя, стал оружием в руках сатаны. Не Бога, а сатаны. И тогда исповедать как грех то, что ты стал слугой сатаны или сыном сатаны, а он стал твоим отцом, потому что ты чужие жизни разрушаешь, а не созидаешь. Не стоит Богу показывать: «Это не я, это мои родители виноваты», потому что выбор есть у каждого человека. У взрослого человека, тем более христианина, всегда есть возможность выбирать, потому что в его руках есть крест. Поэтому важно исповедать это как свой собственный грех, признать его.

Господь напомнит людей, которых вы особенно критикуете. Если это дети, маленькие дети, покайтесь сейчас, потому что у вас еще есть прекрасный шанс все изменить. И пока вы живы, у вас всегда есть шанс изменить происходящее, даже если вашим детям восемьдесят лет, а вам сто. Неважно, что дети выросли, что они взрослые, все возможно изменить, потому что если ты изменишься, все вокруг тебя изменится.

Если ты покаешься, твоя свобода повлияет на твоих близких, обязательно повлияет. Ты научишься жить в этой свободе, и Господь, по милости Своей, изменит и жизнь твоих близких. Это обязательно произойдет.

И обязательно Господь будет напоминать, кого простить. Безусловно, в первую очередь родителей, которые критиковали и не говорили о том, какая ты на самом деле личность, которые не поднимали тебя, а опускали. Господь дальше покажет, какие последствия произошли из-за этой критики, что ты стал врать и прятаться. Нужно признать, что этой критикой ты был ранен и до сих пор ранишься, если тебя критикуют.

Критика всегда вызывает боль, потому что критика – это оружие, которое наносит удар в самое сердце. Но когда ты уже самодостаточная, окрепшая личность в Боге, это оружие не имеет больше над тобою власти. Самый важный образ, к которому вы должны стремиться, – это любить критикующего человека, понимать, что он делает, понимать, кто вам говорит. Вы видите, с кем разговариваете, видите эту проблему в человеке, и вы способны не принимать это слово. Здесь даже не нужно говорить: «Я не принимаю это слово» – вы просто его не принимаете. Эти слова падают перед вами.

И самая главная цель – знать мнение Бога о себе. Это не значит, что нужно идти к Богу и спрашивать: «Иисус, а что Ты обо мне думаешь?» В Слове Божьем читайте, кто вы. Там сказано, кто вы. Если вы верите, что вы дерьмо, вы так и будете стоять и плохо пахнуть. И вас будут за это критиковать и говорить: «Слушай, что ж ты такое дерьмо?» Ты говоришь: «Да-да, я такое вообще, так воняю». Но если сказано в Слове, что ты свет миру, – стой на этом. Даже если не всегда получается все и сразу и ты еще не совершенство, но ты пытаешься измениться, и у тебя получается, есть победы. Вы можете сказать врагу: «Да, я такой, я даже хуже, чем ты говоришь, все это очень мягко сказано. Я значительно хуже, я о себе знаю больше. Я еще такой, такой и такой. И странно, что ты еще этого не увидел».

Ничего страшного, если вы так скажете. Важно, чтобы вы в своем сердце понимали, что дьявол именно тогда и критикует, когда вы пытаетесь сопротивляться, доказывать в ответ, что это не так. «Я хорошая! Я хороший!» – это как дети маленькие, они всегда защищаются. А мы: «Ты плохой мальчик, ты плохая девочка!» Для детей эти фразы убийственны! Прекратите так говорить. Вы лжете своим детям и этим их разрушаете, убиваете, Иисус так не говорит.

Говорите своим детям, что они очень хорошие люди, говорите им о том, что Господь их сотворил прекрасными. У ребенка что-то не получается не потому, что он плохой, а потому, что он еще учится это делать. Он обязательно научится, подарите ему веру в себя, потому что многие люди вырастают и не имеют порой этой веры по той только причине, что у них в сердце есть раны, которые не дают этой вере высвободиться, потому что в детстве в ребенке разрушали его веру в свои силы. Во что ребенок еще может верить? В свои собственные силы, в себя. Он ничего не знает о Боге, он не понимает, кто Он такой. Но он знает папу с мамой, он их видит, понимает, чувствует. И если в ребенке разрушают собственную веру в себя, это в будущем повлияет и на его веру в Бога.

Есть такие личности, у которых с детства разрушена вера в себя, в свои возможности, в то, что он действительно достойный человек. А когда вера в себя разрушена, она будет больной и не сможет быть применена к Богу. Такому человеку важно разобраться с этим, простить тех, кто разрушал его, потому что вера в себя – это основание. Детям очень важно иметь веру в себя. Они не знают другого, поймите это, они другого не видели. Все, что им нужно, – это поверить в себя. Если в ребенке уничтожить веру, вырастет большой дяденька или тетенька, которым очень трудно будет вообще верить кому-либо, и Богу тоже.

Если это касается тебя, попроси Господа, чтобы Он вернул тебе ту самую детскую веру в себя, потерянную и украденную, потому что это было украдено у тебя. Да, в твоей жизни произошло это, но это не значит, что ты должен теперь так жить до конца своих дней, что это не может быть исцелено. Это значит только одно: ты услышал это слово для того, чтобы у тебя была величайшая возможность с помощью крови Христа, с помощью креста, с помощью милости Божьей исцелить того самого ребенка, который еще живет в тебе. Личность не сформирована, она еще плачет и страдает, этот маленький человек плачет и страдает. Он хочет верить, а не может, потому что разрушена его собственная вера в себя.

Очень важно простить людей, принять решение и простить. Важно научиться отделять прощение от боли, от желания отомстить. Важно покаяться и отказаться от мести. Господь все обратит во благо и покроет Своей славой. Чем больше ран в твоей жизни, чем больше страданий, тем больше это принесет славы Божьей. Каждая твоя рана, каждый шрам принесет в Царство Божье много славы. Поэтому радуйся, если в твоей жизни было много страданий, если ты в своей жизни испытал много боли. Радуйся, потому что это может покрыться великой славой Божьей, и через эти страдания ты получишь множество наград в Царстве Божьем. Если ты чист, если у тебя нет никаких ран, то и награды никакой не будет. Если ты не страдал, если ты не мучился, значит, ты в этой жизни уже все получил.

Хорошо для праведника здесь страдать, на земле, а на небе получать свои награды, потому что ты страдаешь только потому, что этот мир тебя не принимает. Ты страдал в своей жизни потому, что есть избрание, на нас стоит знак того, что мы этому миру не принадлежим и никогда не будем принадлежать. Мы рождаемся как хозяева этого мира, потому что наш Бог, наш Отец создал этот мир. Но мир завоеван врагами, которые враждуют с нами от самого нашего рождения, делая все для того, чтобы погубить нас на этой земле.

Но если вы будете жить законами Царства Божьего, вы будете детьми на этой земле, будете здесь как у себя дома и познаете благословение Божье. Да, эта земля грешная, на ней пролито много крови, и она вопиет, она призывает проклятие на себя. Да, эта земля проклята из-за греха, но если мы дети Божьи, у нас есть власть, потому что там, где ступит наша нога, – это место свято, оно принадлежит Богу. Если вы в это верите, вы всегда будете жить с Богом, где бы вы ни находились, что бы с вами ни было. Это вопрос вашей веры.

Важно покаяться в том, что вы критиковали людей, и простить себя. И если Господь вам напомнит, кого вы разрушаете или разрушили, покайтесь в этом. Если придет время попросить прощения у того человека, сделайте это. Только не бегите сразу, это будет большая глупость. Важно сначала измениться самому, потому что, если вы придете раньше времени и скажете: «О, прости меня», вы еще больше усугубите отношения, поэтому вам важно исцелиться. Разберитесь сначала с собой, не бегите, не торопитесь, не кидайтесь в ноги. Но если Господь скажет, если вы будете готовы, тогда идите и делайте. Здесь важно иметь послушание и водительство Божье.

Простите родителей своих, бабушек, дедушек, братьев, сестер, всех людей, которые вас критиковали. Начальство простите, потому что обычно власть имеющие критикуют больше всего. А над ребенком все имеют власть, потому что это слабая и незащищенная личность.

Когда родители хвалят ребенка, они его защищают. Он уверен в своей личности, и в этом его защита. Тогда вырастает сильная личность, уверенная в себе и в своем будущем, такой человек смело смотрит вперед.

А если в человеке убили и уничтожили самое начало, если он не уверен в том, что он вообще что-то может, как он может пойти вперед, когда вырастет? Он будет не уверен, будет в постоянных сомнениях, а сомнения – это противоположность веры, это страхи. Человек не сможет сделать ни шага вперед, потому что не знает, кто он вообще.

Человек может жить и в своей жизни никогда не слышать похвалы, только критику. Критикуется его внешность, поступки, действия, таланты и способности, и тогда человеку трудно пробиваться абсолютно во всем. Даже если он хочет что-то делать, это всегда высмеивается: «Да ничего у тебя не получится!» Такому человеку никогда не скажут: «Действуй, пробуй, у тебя обязательно получится, даже если не получится – не страшно, ищи себя, ты найдешь. Ничего страшного, если ты попробовал и у тебя не получилось, попробуй что-то другое. Пожалуйста, пробуй, у тебя все получится!»

Ребенок может постоянно слышать, что у него ничего не получится, и ему приходится преодолевать эти препятствия. Кто-то может сказать себе: «Нет, у меня все получится», и не станет слушать эти слова. Здесь может помочь упрямый характер, непослушание критике становится защитой.

Но возникает проблема: такой человек всегда хочет доказать что-то людям, которые его критикуют, а таким людям часто безразлично, что им там доказывают. И появляется еще одно разочарование, потому что ребенок, не имея этой похвалы, ищет признания и не находит его. В сердце остается пустота, потому что человеку необходимо услышать о себе что-то доброе и хорошее. И после всей этой критики в свой адрес, даже тогда, когда слышишь в свой адрес что-то доброе, не можешь в это верить. Веришь только в дурное – сразу и бесповоротно. А хорошие слова, похвала настолько смущают, что становится стыдно. У такого человека нет веры, он не находит в себе ее, чтобы поверить, что это правда, потому что он уже уверен, что люди его обманывают, издеваются. И уже добрые слова порой действительно звучат, как меч. Становится очень трудно их слышать, похвала не воспринимается как должное.

Также очень важно покаяние в том, что связано с Богом, потому что эти проблемы всегда коснутся ваших отношений с Ним. Раненое сердце будет принимать обличение от Господа как критику. Уши будут закрыты, и человек не услышит, когда ему будет показан выход. Он будет слышать только что-то ужасное: не обличение, не выход, а критику. Критика разрушает, а Господь всегда дает выход.

Дух Святой поведет вас в молитве и все покажет. Не пытайтесь делать все за один раз, потому что не все может вспомниться. Покаяние и исповедание выльются в процесс: Господь будет то одно напоминать, то другое. И не говорите, что я каялся в прошлый раз, а оно снова повторяется. Это процесс. Чтобы войти в новое, нужны терпение, вера и настойчивость. И все получится, не оставляйте – и увидите плоды. Вера же есть осуществление ожидаемого – нужно ждать, и придет. Нужно верить, сохранять уверенность в том, что то, что ты делаешь, уже совершается на небе и ты это в своей жизни получишь.

Да благословит Господь всех, кто читал это слово, во имя Иисуса Христа, и да прославится Господь в ваших жизнях, да придут свобода и победа.

Важно позволить Богу себя исцелить. Важно захотеть не жить по-прежнему. А если вам нравится так жить, то зачем исцеление? Других родителей не будет никогда. Будут только те, которых Господь дал. И простить их – наша первейшая задача. Какими бы ни были родители, мы просто обязаны их простить. Сделайте это ради себя, ради своих потомков, ради своих детей сделайте это. И поблагодарите Бога за то, что были именно такие родители, потому что благодаря им вы сможете помочь множеству людей.

Если в твоей жизни было много таких ситуаций, то только для того, чтобы ты однажды пришел к Богу и смог помочь людям, которые находятся в такой же ситуации. Господь исцелит тебя, и ты сможешь исцелить других людей. Если для тебя это важно – молись обо всем, о чем здесь было сказано, поднимай это перед Богом, приноси в молитве. Не торопись. Молись, прося Святой Дух вести тебя в молитве. Доверься Ему. Когда Господь напомнит тебе что-то, не пропускай, сразу исповедуй и прощай.

Безусловно, еще будет исцеление памяти, это важно. Проси, чтобы Господь вошел в ситуации, которые будут возникать перед тобой, и исцелил память. Нельзя сказать: «Надо забыть прошлое». Вы представляете, что такое личность, которая все забыла? Это значит, что ее просто нет. Если она не помнит, кто ее родители, что было в прошлом, то что это за человек? Человек живет, потому что он помнит. Вы живете лишь только потому, что у вас есть память. Память надо исцелить, а не забыть то, что было. Если вы забудете свое прошлое, вы никогда не сможете помочь людям. Как вы поможете, если ничего не помните? Как вы поможете, если раны не исцелены? Только глупым советом, чтобы и другие так же забыли, как и вы. Надо не забывать, надо лечить свою память, она нуждается в этом.

Аминь. Слава Богу.

Уззия

28.07.2016

Отставить отзыв