Наставление в здравом учении
Сен 11, 2023
Первая глава
1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,
2 В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен,
3 А в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, –
4 Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего (Тит. 1:1–4).
Вот так Павел заходит к Титу в сердце, подготавливает его к тому, что он сейчас будет говорить, чтобы сердце Тита полностью открылось и смирилось. Я не знаю, как вас, но меня эти слова сразу же подготовили к тому, чтобы сейчас принять мне слово от Бога в кротости, в смирении духа, со всею покорностью, съесть все, что Он сейчас мне даст, и исполнить тоже все, что мне сейчас будет повелено.
5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 Но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9 Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1:5–9).
Обратите внимание, Павел пишет, чтобы Тит не просто наставлял и обличал, а делал это в силе. Можно пытаться обличать и наставлять, но делать это в слабости. Необходимо, чтобы наставления в истине и обличения были в силе, которую дает Господь, которую ты приобрел, которая укоренена в тебе.
10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11 Каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12 Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» (Тит. 1:10–12).
Павел показывает интересную вещь, что у него нет одинаковых правил, как вам служить людям, чтобы не стричь всех под одну гребенку. Но здесь он дает особенное наставление Титу, потому что он находится на Крите, и ему важно помнить, в чем особенность этих людей, и обязательно использовать это в служении. Есть дух, который стоит над Критом, поэтому люди там злые, лживые и ленивые, они не хотят ничего делать.
13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере (Тит. 1:13).
Павел предлагает Титу оружие, которое нужно для того, чтобы победить все это, – обличение, строгое обличение, которое вызывает страх и побуждает человека изменить это в себе с Божьей помощью, прийти в покаяние. То есть хоть и духи эти есть, и все это стоит над Критом, тем не менее есть возможность силою Божьей и обличением это изменить.
14 Не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть (Тит. 1:14, 15).
Опять ум. Если твое мышление осквернено, то для тебя все будет нечистым из-за страха, из-за невежества и непонимания.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу (Тит. 1:16).
Вторая глава
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением (Тит. 2:1).
Вот что сообразно здравому учению? Дальше Павел рассказывает, что такое здравое учение. Читая Павла, я нигде не увидела, чтобы он учил, как надо воскрешать мертвых, чудеса творить, например. Но его здравое учение связано исключительно с характером человека, чтобы нам не позорить Христа.
2 Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении (Тит. 2:2).
Вера, бдительность, степенность – это все плоды Святого Духа. Все, что я вижу, – это предложение здравого учения: пребывать в Святом Духе и взращивать в себе Его плоды, иметь характер Христа. Даже если это и старец. Казалось бы, что он может, старец-то? Но и их не обходит Божье повеление продолжать оставаться Божьими людьми и иметь в себе веру. Что-то Господь через них тоже желает делать, не оставляет их в стороне. О старцах Павел пишет в первую очередь, проявляет собственное почтение.
3 Чтобы старицы также... (Тит. 2:3).
Сначала дедушки, теперь бабушки.
...также одевались прилично святым... (Тит. 2:3).
Видимо, были моменты, когда старицы одевались не прилично святым. Одежда должна быть целомудренной. Все должно быть целомудренно. Конечно, не каждая девушка может надеть длинную юбку, здесь нужно учитывать также современную моду, современный мир, в котором мы живем. Во всем нужна мудрость Божья. Можно надевать на себя балахоны и не иметь характера Христа.
3 Чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру.
4 Чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 Быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 Слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 Не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога (Тит. 2:3–10).
Почему?
11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит. 2:11).
Нам дана благодать, которая и поможет нам пребывать во всем этом, – следовать этому поручению и жить подобным образом. То есть не нужно исполнять закон своими силами, нам дана благодать, чтобы в этом жить и приносить добрые плоды.
12 Научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2:12).
Когда ты отвергаешь то, в чем ты привык жить, это имеет силу, особенно когда ты понимаешь, что тебе дана благодать для исправления. Это сила Духа Святого, в это надо верить, и ты увидишь все это в своей жизни. Благодать поможет тебе жить целомудренно, праведно, благочестиво в нынешнем веке.
И еще:
13 Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2:13, 14).
Вам выбирать, будете ли вы этим особенным народом, ревностным к добрым делам. Я думаю, не нужно никому рассказывать, что такое ревность и что значит быть ревнителями добрых дел? Господь хочет приготовить для Себя народ особенный. При-го-то-вить. Но приготовить в первую очередь для спасения, а потом для служения, потому что добрые дела – это и есть наше служение.
15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя (Тит. 2:15).
Третья глава
1 Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело (Тит. 3:1).
Что значит быть готовыми на всякое доброе дело? Обратите внимание, как звучит фраза: быть готовыми на всякое доброе дело. Это значит, что если кто-то, имеющий власть, скажет тебе сделать доброе дело, ты идешь и делаешь. Многие скажут: «Мы всегда готовы, как пионеры, – идем и делаем, что посчитаем нужным».
Но о какой готовности тут идет речь? В данном контексте это звучит так: тебе нужно научиться, нужно иметь весь арсенал для того, чтобы иметь возможность выполнить поручение Божье, сделать его в любой нужный для Него момент. В тебе должна быть полная готовность, наученность, знание, мудрость, понимание, готовность вылезти вон из кожи, чтобы это сделать наилучшим образом. И каждый раз, когда тебе дается такое поручение, ты говоришь Господу: «Да, Господь».
2 Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.
3 Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга (Тит. 3:2, 3).
Так, что такое гнусность? Действие, вызывающее, внушающее отвращение, что-то омерзительное. Да, мы уже проходили это: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна...» – то есть омерзительна, вызывает отвращение.
4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3:4, 5).
Спасительная благодать. Господь спас нас не по нашим делам, не по нашим заслугам, а по великой Своей милости. Мы возрождаемся, возвращаемся к жизни с помощью обновления, банею возрождения и обновления, только Святым Духом.
6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
7 Чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни (Тит. 3:6, 7).
Чем вы будете оправдываться на суде? Благодатью. У нас есть оправдание – нам дана благодать. И Господь Иисус по Своей великой милости излил обильно на нас Святого Духа.
7 Чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
8 Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам (Тит. 3:7, 8).
Вы уже стараетесь быть прилежными в добрых делах? Это полезно для вас.
9 Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны (Тит. 3:9).
Спорить ни с кем не нужно, потому что, когда вы ссоритесь, защищаете себя, выясняете с кем-то отношения, пытаетесь кого-то в чем-то убедить, с кем-то препираетесь или еще что-то, – вы должны понимать, что сатана толкает вас использовать ваши силы именно на это все. Для чего? Чтобы вас ослабить. И тогда у него появляются большие шансы, что вы уже не будете воевать против него, потому что у вас уже не будет сил, вы все свои силы потратите на борьбу с плотью и кровью. А на духовную битву сил уже не будет. Потому вы и чувствуете себя после всего этого ослабленными и пустыми. Поэтому Господь и говорит: «Избегайте этого, чтобы быть вам сильными в Боге».
Вам необходимо беречь это состояние, сделать все для того, чтобы вас не обворовал сатана, не обманул и не запутал. Господь говорит: «Избегайте этого, уходите от этого, противьтесь этому», понимая, что враг ваш, дьявол, ходит и ищет, кого поглотить. Вот таким образом он и поглощает – через состязание, потому что ты в это состязание вкладываешь свою силу.
9 Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
10 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
11 Зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3:9–11).
Еретик – это тот, кто осуждает себя в том, что он делает. Это человек, живущий в самоосуждении, поэтому такой он постоянно грешит. Такие люди не могут вылезти из своих проблем, потому что грешат, уже будучи самоосуждены. Это повторяется, повторяется и повторяется, они будто по кругу ходят.
Господь сказал: «Служи тем, в ком видишь верность Богу, надежность – для него и трудись, тогда от этого будут добрые плоды».
12 Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.
13 Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка.
14 Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны (Тит. 3:12–14).
Вот еще, оказывается, какое доброе дело можно совершать – упражняться в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.
15 Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь (Тит. 3:15).
Теги: Титу