Вникай в себя и в учение: по Посланию к Римлянам (9, 10 гл.)
Мар 05, 2021
Девятая глава
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 Что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 То есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 И не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя (Рим. 9:1–8).
Вам очень важно понимать, являетесь ли вы этим ребенком обетования, признаетесь ли вы за это семя, потому что об этом семени Господь сказал изначально, когда говорил еще с Адамом и когда говорил с Авраамом: «В семени тебе наречется…» А семя – это Иисус. Отец посеял в нас семя, и это семя – Иисус. И когда мы принимаем это семя, оно начинает возрастать в нас. Спасибо Господу, что мы не по плоти, но по обетованию дети.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, – дабы изволение Божие в избрании происходило
12 Не от дел, но от Призывающего, – сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9:9–16).
Помилование зависит не от того, что мы хотим, чтобы Господь нас помиловал, и не от того, что мы подвизаемся за это, то есть буквально стоим в том, чтобы получить эту милость: что-то делаем, предпринимаем… Но помилование зависит исключительно от Бога милующего, как Он решит. Не от наших бесконечных просьб, не от нашего хотения – только от Него все зависит, как Он поступит, так и будет.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?"
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели (Рим. 9:17–22).
Человек говорит: «Ну что я еще могу сделать? В чем я виноват, если Бог может меня то туда направить, то сюда? Меня и обвинять-то не в чем, потому что если Бог всем руководит, то какой с меня спрос, в чем моя вина? Взять даже фараона. Захотел прославиться – ожесточил его сердце, захотел – помиловал, захотел – пожалел». Если бы мы знали только это слово, то, конечно, разочаровались бы, но то, что говорит здесь Павел, нам указывает на смирение, потому что самое лучшее состояние сердца – это признание этой истины, смирение перед нею. Я в своей жизни поняла одно: есть вещи, которые нам бывает сложно понять, и все, что нам нужно, – это принять их в смирении.
Нам необходимо просить, чтобы мы научились любить, потому что Господь использует любовь, которая в нас. А если в человеке ненависть – Господь использует эту ненависть. Мы все перед Ним как сосуды, и Он может взять сосуд, наполненный ненавистью, и поставить прямо перед тобою. А может взять другой сосуд, полный любви, и также поставить перед тобою. Как бы то ни было, все это делается во благо. И ты не можешь сказать: «Зачем Ты так делаешь?»
Господь взял и использовал сосуд фараона, полный ненависти к евреям, поставив его перед ними. Мог бы поставить другой, но это произошло из-за положения сердец Израиля. Поэтому от нашего сердца зависит, кто встанет перед нами. И по этой причине Господь предлагает изменять себя, чтобы у Него не было повода поставить перед тобою «фараона». Для чего? Чтобы тебя очистить, показать тебе Свою славу и Свое величие. Господь будет это делать, но наша задача – смиряться перед этим, смирять свое сердце, менять его, потому что Господь еще сказал: «Кого хочу, того помилую». И одни только просьбы здесь не помогут, поможет твой измененный характер.
Почему Господь возненавидел Исава? Почему возлюбил Иакова? Из-за сердца. Поэтому у тех людей, которых Он возлюбил, бывают разные испытания. Есть разница между испытаниями Исава и испытаниями Иакова. Одного поднимет и укрепит, а другого уничтожит. Поэтому иногда Господь милует людей, которые живут в этом мире, не давая им слишком больших испытаний, потому что их ждет только полное разрушение. А Его дети при всяком испытании, наоборот, укрепятся.
23 Дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе (Рим. 9:23).
Если ранее это были сосуды – горшки, глина, то сейчас вдруг Павел называет некоторые сосуды сосудами милосердия, которые Господь приготовил к славе. Да будем мы сосудами милосердия. Ты можешь прямо сейчас так и молиться: «Господь, да буду я в очах Твоих сосудом милосердия, чтобы Ты приготовил меня к славе Своей».
24 Над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 Ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры (Рим. 9:24–30).
Господь здесь говорит, что Он решил помиловать нас, сосуды языческие, чтобы мы стали сосудами милосердия, чтобы познали великую милость Божью, – и это Его выбор. Обращаясь к Израилю, Павел говорит: «Ну что же ты скажешь, Израиль? Вот так Господь решил, и тебе нужно только смириться с этим и покаяться, потому что Господь в Писании не раз обращался к язычникам, тебе нужно было обратить на это внимание». Язычники, которые не искали праведности, нашли ее, праведность от веры, и поэтому Павел говорит: «Ты хвалишься законом и не заметил, как Господь где-то за границей твоего государства избрал язычников – сосуды нечестия, сосуды, избранные для уничтожения, которые не искали Господа и не знали о Нем ничего, но Господь избрал эти сосуды для того, чтобы они стали праведными всего лишь по вере. Не по исполнению закона, а по вере».
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения (Рим. 9:31, 32).
То есть споткнулись об Иисуса.
33 Как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится (Рим. 9:33).
Мы не можем исполнять закон, мы его никогда не знали, но мы можем спастись именно по нашей вере. Но в сегодняшней церкви я вижу, что многие еще пытаются жить своею самоправедностью, пытаясь исполнить закон, тем самым показывая, что могут оправдаться делами. То есть совершают дело и ждут, что за него будет воздание, что они будут спасены за это.
Есть твоя праведность, а есть праведность Божья, именно ее важно иметь, так говорит Слово Божье, и нам нужно быть ему послушными. Искать, молиться, верить и ждать, когда отобразится в нас Господь. Если ты очень хочешь, если есть жажда, ты будешь иметь праведность Божью. А если есть какие-то достижения, которые были мотивированы страхом, гордостью или еще чем-то, это важно исповедать и отказаться от этих дел.
Господь избрал веру. Как мы можем верить в праведность? Только если в нас Иисус. Именно Он будет помогать нам это делать, Он будет через нас верить. Праведный будет жив своею верою, но Господь есть Господь веры. Он – Совершитель веры. Господь, Который в нас, может научить нас верить, а по-другому мы не можем.
Мы верой принимаем Его. Написано, что никто не приходит к Богу, если Он не призовет. Господь так располагает сердца, Он – Бог. Нужно сказать себе: «Он Бог, и Он может делать все что угодно». Нужно положить в свое сердце, что вы примете любую Его волю и всё будете почитать как от Него. Нужно освободиться от того, чтобы делить на человеческое и Божье. Лучше встать на позицию, что все, что приходит в вашу жизнь, вы будете принимать как от Бога. Именно это поможет вам находиться в постоянном смирении. А если человек будет стоять на позиции: я сам буду решать, что от Бога, а что не от Бога, – он не заметит, как чему-то будет противиться, а чему-то нет, не понимая, что вовлекает себя в битву, в войну внутри себя. Если дано немного места сомнению, это сомнение начнет бороться за то, чтобы его стало значительно больше. Все человеческое начнет побеждать, и человек будет ошибаться, потому что он не может понять, что от Бога, а что от человека. Важно верить, что если жизнь принадлежит Богу, то все, что приходит, приходит от Него, и принимать это как от Бога. Если вера человека в этом сильна, то так и будет, и никто не сможет проникнуть в это пространство между ним и Богом.
Десятая глава
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:1, 2).
И вот дальше Павел говорит, о каком рассуждении, о каком разумении идет речь.
3 Ибо, не разумея праведности Божией…
То есть не понимая праведности Божьей, не имея истины в своем разуме, не рассуждая о ней в разуме... Господь тем самым открывает нам истину о том, что, когда ты начинаешь рассуждать о Божьей праведности, ты ее начинаешь понимать, и она семенем падает в твое сердце.
О праведности Божьей нужно рассуждать, нужно думать о ней, если очень хочется иметь Божью праведность в себе. И, конечно же, мы нуждаемся в полном познании, которое способно нас успокоить в этой истине, дать нам мир и понимание, как идти дальше, как жить.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией (Рим. 10:3).
Люди сражаются с праведностью по вере, желая оправдываться делами закона: не обидел никого – все нормально; не украл – тоже все хорошо; не убил – все прекрасно. Они не понимают, что этот закон исполнить невозможно, но все равно человек стоит на этом законе, не понимая того, что праведность Божья должна вести его, и тогда ему нечем будет гордиться. А праведность от закона всегда рождает гордость. Человек праведен в своих глазах, но есть вещи, которых он не замечает, он не замечает, как согрешает, и по этой причине он никогда не оправдается.
Господь являет милость, и у нас всегда есть возможность омыться в крови Иисуса, она буквально как душ, как баня смывает все с нас. Она единственная может смыть любое пятно. Это самый лучший пятновыводитель, другого для нас не существует, потому что грех не смоет ничто – только Его кровь. Почему? Потому что в Крови есть свидетельство, есть сила, в нее вложено абсолютно все. Кровь – это не просто красная субстанция, она может захватить грех и смыть его полностью. Ей дана такая власть.
В Кровь вложено все для того, чтобы мы были чисты от греха. И когда ты омываешься Кровью, то все, вложенное в нее, омывает нас. Кровь – живая, она свидетельствует, она исповедует. Она может исповедать и сказать: «Мне дана власть захватить всякий грех и смыть его. Мне дана власть оправдать. Мне дана власть покрыть. Я свидетельствую об этом».
Молитесь о том, чтобы вам иметь в себе свидетельство о крови Христовой, знать все, что в себе имеет кровь Христа, чтобы вы понимали значение и силу крови Иисуса Христа, какая вам дана власть в использовании крови Христа, как это может жить в вашей ежедневной жизни, как вы можете использовать это каждый день.
У нас есть возможность использовать кровь Христа в любое время, чего нельзя было сделать с кровью животных, которая смывала грехи живущим по закону, поэтому шансов спастись было значительно меньше. А кровь Иисуса может омыть нас в любой момент, когда мы нуждаемся в этом, когда есть необходимость. Наше сердце скажет нам об этом. Господь дал нам такую возможность.
3 Ибо, не разумея праведности Божией… (Рим. 10:3).
Нам нужно ее понимать. Нам нужно, как я сказала уже выше, о ней думать, рассуждать. Нам нужно знать о ней все. Усилиться в молитве, направить свое сердце на то, чтобы просить об этом Господа так, чтобы получить полное понимание.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией (Рим. 10:3).
Не понимая Божьей праведности, при этом еще и усиливаясь в своей самоправедности, – в таком состоянии человек не способен покориться Божьей праведности.
Божья праведность внутри нас. Благодаря ей, благодаря тому, что Дух Божий живет в нас, мы перестаем грешить. И это происходит не из-за того, что нам просто всё прощают, оправдывают нас за все, что мы натворили. Нет. Господь нас прежде всего призывает не грешить, Он дает нам милость, благодать и время на то, чтобы нам измениться, чтобы научиться постоянно жить в Божьей праведности. Он дает нам время, благодать и милость для того, чтобы нам покориться Божьей праведности, а не усиливаться в противлении Господу, в гордости – со своею самоправедностью.
4 Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести (Рим. 10:4–6).
Не нужно нам в своем сердце рассуждать о том, как ты пойдешь на небо, потому что тот, кто живет по закону, он и рассуждает об этом как тот фарисей:
– Вот я поднимусь на небо!
– Почему?
– Потому что я бабушек через дорогу перевожу, не убиваю, не краду.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести (Рим. 10:7).
Здесь Павел дает такое сравнение: когда человек так думает, он пытается, образно говоря, Иисуса то свести, то вознести, и это выглядит безумно. Когда мы так думаем, мы совершаем безумие, пытаясь Христа в бездну свести, а потом Его оттуда вознести. Нам не нужно рассуждать, кто на небо пойдет, а кто в ад.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится (Рим. 10:8–11).
Нам никогда не будет стыдно от того, что мы поверили Иисусу. И это говорит о будущем: верую сейчас, а в будущем мне от этого не будет стыдно. Спасибо за такую милость Господу, за веру во мне.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином...
То есть нет разницы между язычником и Иудеем.
...потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим. 10:12–14)
А вот здесь уже Павел касается тех людей, учителей, которых Господь посылает для того, чтобы они могли более понятно объяснить о вере, о спасении, об оправдании.
15 И как проповедовать, если не будут посланы?.. (Рим. 10:15)
Если человек проповедует, то люди должны понимать, что он послан. И если послан, то кем? Потому что кем послан человек, от того и говорит. Если ты понимаешь, что этот человек говорит от Бога, значит, нужно в почтении принимать это слово, как от Бога. И если ты будешь в это верить, никакая ложь в тебя не проникнет. Не позволит Господь.
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? (Рим. 10:16).
Как я это хорошо знаю. Не все послушались благовествования, которое здесь Господь говорит уже так долго, много лет.
17 Итак, вера от слышания… (Рим. 10:17).
Если вера от слышания, значит, кто-то должен, кто будет говорить, не только читать Слово, но обязательно слышать, потому что:
...вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:17).
Если ты слушаешь проповедующего, через которого говорит Господь, в тебе будет подниматься и рождаться вера. Господь показал механизм, в это надо просто поверить. Если верите, что говорит Господь, – просто открывайте свое сердце и слушайте, тогда каждое семя, которое Он говорит, упадет в ваше сердце и принесет плод, который нужен Ему. И тебе он тоже понравится. Тебе нужно просто позволить семени опуститься на почву сердца, добрую почву, и обязательно потом молиться об этом слове. Это хорошая привычка. Говори Господу: «Господь, я принимаю слово, которое Ты дал мне, и я благодарю Тебя за это семя. Я прошу Тебя, полей сейчас это слово Своим Духом Святым, взращивай его во мне. Позволь мне увидеть добрые плоды в своей жизни, чтобы поделиться ими с другими людьми».
18 Но спрашиваю: разве они не слышали?.. (Рим. 10:18)
Здесь речь идет о тех, кто вроде бы слушал, но не услышал, как говорится: «Кто поверил слышанному от нас?»
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному (Рим. 10:18–21).
В конце Господь показывает, что Он открывается не вопрошавшим, но в сердце которых есть что-то, мимо чего Он не смог пройти. А те, которые, казалось бы, должны были получить обещанное, оказались народом упорным. Нужно молиться о том, чтобы не остаться таким упорным народом, но чтобы Господь помог освободиться от этого, раскаяться в упорстве, в противлении Слову Божьему, и нужно продолжать верить Ему.